ИАЙ-ДЗЮЦУ является самостоятельным и отличительным только
для Японии видом боевого искусства, сущностью ИАЙ-ДЗЮЦУ является способность
молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения
неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника,
для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом.
Первоначально ИАЙ-ДЗЮЦУ Изучалось лишь как один из предметов в рамках школ
комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как
полное искусство, в прежных школах бугэй XV-XVI вв. техника ИАЙ-ДЗЮЦУ
представляла приемы неожиданного нападения. Например, в Катори синто:-рю:
изучались приемы ИАЙ-ДЗЮЦУ С порядочным выпрыгиванием из положения сидя на одном
колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из
засады. Позднее возобладал оборонительный стиль ИАЙ-ДЗЮЦУ, восходящий к
Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:,
давшую начало многим школам ИАЙ-ДЗЮЦУ.
В школах ИАЙ-ДЗЮЦУ были канонизированы приемы выхватывания
меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или
со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как
выдвижение меча из ножен безграничным пальцем левой руки, наложение правой
ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д, мастера овладевали
приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не
дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из
арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на
улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение
противника не явилось неожиданностью. Особенностью всех школ ИАЙ-ДЗЮЦУ был
относительно малый набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд,
многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что
приближало тренинг в ИАЙ-ДЗЮЦУ к дзэнской медитации.
После реставрации Мэйдзи (1868) ИАЙ-ДЗЮЦУ пришло в упадок,
тем не менее благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием
иайдо: - "Путь иай".
Сохранились до настоящего времени и многообразные старые
школы ИАЙ-ДЗЮЦУ.
Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом)
В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом,
извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование вытянутым мечом,
кодатидзюцу - фехтование малым мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.
Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, тем не менее
истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко
2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы многообразные
приемы фехтования для пешего и конного воинов, тем не менее по значимости в
военной подготовке самураев КЭНДЗЮЦУ уступало искусству стрельбы из лука с коня,
в эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества,
появлению более воздушных и удачных доспехов и снижению роли конных лучников,
становятся передным оружием самураев, начинается беглое развитие КЭНДЗЮЦУ.
Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 безграничных школы
КЭНДЗЮЦУ, давшие начало большинству позднейших школ: Нэн-рю: (основана дзэнским
монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу), Катори Синто:-рю: (основана
Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу,
содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.), Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Нагахидэ)
и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).
Обучение в преждевременных школах КЭНДЗЮЦУ было нацелено на
подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему
встречные виды оружия. Поэтому кроме КЭНДЗЮЦУ их последователи изучали приемы
боя алебардой, копьем, вытянутым шестом и т.д., приемы борьбы без оружия,
техника КЭНДЗЮЦУ была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в
доспехи, и учитывала их изъяны.
Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были
шея, малая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури,
запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и
щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча
противника, вместо этого использовались несходные подрезки рук и разрезы живота
и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника.
Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с
фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с
деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость
и поставить дыхание, протяжные комплексы более именитой ступени учили
заканчивать бой одним-двумя ударами, уровень подготовленности проверялся в
соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а
останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого
оружия, технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали
агрессивный наступательный стиль, встречные - выжидательную тактику.
В XVI в. появилась изобилующая плеяда выдающихся мастеров
КЭНДЗЮЦУ, самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571),
развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и
разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по
противоположным данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю:
создавший Синкагэ-рю:. Последний ввел в неизмеримое обращение фукуро-синай -
учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило
практиковать учебные поединки с точным нанесением ударов и в будущем открыло
возможность для развития КЭНДЗЮЦУ как вида спорта.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-26.html