Из истории японской культуры
Роль холодного оружия в Японии никогда не ограничивалась
его чисто утилитарным
военным предназначением. Меч является одной из трех
священных регалий бронзовое
зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама
и меч Кусанаги-но
Цуруги, полученных предками нынешнего императорского рода
непосредственно от
богов, и потому имеет еще и сакральную функцию.
Обладание мечом ставило его владельца на определенную
социальную ступень. Ведь
простолюдинам крестьянам, ремесленникам, купцам было
отказано в праве ношения
холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а
меч, заткнутый за пояс,
служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к
придворной знати или
самурайскому сословию.
В течение многих веков меч считался овеществленной душой
воина. Но для японцев мечи,
особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего
искусства, они
передаются от поколения к поколению как бесценные
сокровища, хранятся в экспозициях
национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры.
Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать
трудно. Легендарный меч
Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был
извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле
ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими
товарами ввозили с континента из Китая и Кореи.
Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях
периода Кофун (300-710
гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что
осталось, можно было
составить представление, как они выглядели. У них были
короткие прямые лезвия с
остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи.
Специалисты именуют их
дзёкото древние мечи.
Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их
делали более длинными и
чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые
мечи кото, как их теперь
именуют, приобрели несравненные качества благодаря
искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о
металлургических технологиях, они путем
многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того,
как сделать лезвие меча
достаточно острым, но не хрупким.
Во многом качества меча зависят от содержания углерода в
стали, а также от способа
закалки. Снижение количества углерода, что достигалось
длительной ковкой, делало
сталь мягкой, перенасыщенность жесткой, но очень хрупкой.
Европейские оружейники
искали выход из этой дилеммы на путях разумного
компромисса, на Ближнем Востоке с
помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного
булата.
Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из
нескольких сортов стали,
обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому
способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким
полотном с пониженным содержанием углерода.
Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные
отшельники ямабуси,
исповедывавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и
кузнецы, изготовлявшие
оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже
превращали ковку меча в некое
религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время
строгого воздержания в
еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе
только после обряда очищения,
облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню
священными символами
синтоизма рисовой веревкой и бумажными полосками.
Технология ковки, судя по всему, тоже была необычной.
Отобранные куски железа
тщательно обрабатывались на наковальне, потом получившийся
слиток перерубали
зубилом, складывали пополам и снова отковывали. Так
продолжалось многократно. Куски
стали с различными характеристиками (их число достигало
пяти отдельно для лезвия,
сердечника, боковых покрытий и тыльной части меча)
компоновались один с другим и
скреплялись ковкой.
В результате этого длительного и трудоемкого процесса
структура кото становилась
многослойной и состояла (это видно только под микроскопом,
а старые мастера судили
об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых
слоев, каждый с
собственными показателями вязкости и хрупкости,
определяемыми содержанием углерода.
Значение имели и тщательно выровненная поверхность
наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.
Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть
меча надо было нагревать и
остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем
глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в
горне, но и давало возможность
нанесения волнистого узора на лезвие.
Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось
полировщику, использовавшему
для этого десятки точильных камней, куски кожи разной
толщины и, наконец, подушечки
собственных пальцев. Между тем другой мастер изготавливал
деревянные ножны. В ход
шла в основном древесина хоноки магнолии, потому что она
эффективно предохраняла
меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались
декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из
накрученного жгута.
Изначально большинство мечей кото производилось в провинции
Ямато и соседней с ней
Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов
достигло в период Камакура
(1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным
качеством и артистизмом
дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями
к поясу, лезвием вниз. К
этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до
1,5 м длиной,
предназначенные для конных воинов. Эти мечи всадники
прикрепляли за спиной.
http://aikido.kombats.ru/?mod=text&type=practica&id=1141999729