Самым
"классическим" из оружия кобудо, является бо. Бо (на Окинаве до сих пор
используется старое название кон) - шест длиной 1800 мм, чаще всего круглого
сечения, выполненный из древесины твердой породы, которая хорошо держит удары и
при этом не колется и не слоится. Лучше всего для этой цели подходят бук и его
разновидности.
Точнее было бы сказать, что бо - это название целого ряда
самых разнообразных шестов, используемых в кобудо. Так, например, существуют
шесты другой длины, конусообразные, эллипсовидные и даже с рабочей поверхностью
веслообразной формы (собственно говоря, это и есть весло). Правда, используются
они гораздо реже описанного выше варианта.
Бо-дзюцу по праву занимает привилегированное положение
среди направлений работы с оружием. И этому есть целый ряд объективных причин,
благодаря которым с этого предмета начинают изучение кобудо.
Во-первых, несмотря на простую и незамысловатую на первый
взгляд техническую базу, она дает основные ключи к пониманию и освоению других
видов оружия. Можно с точностью утверждать, что всякий, кто освоил (именно
освоил, а не просто скопировал!) технику бо-дзюцу, сумеет освоить любой другой
вид оружия, но не всякий, кто овладел каким-то другим предметом, сможет работать
с бо. Это, так сказать, улица с односторонним движением.
Простота техники бо-дзюцу только кажущаяся. На самом деле
это сложнейший и точнейший механизм взаимодействия положения в пространстве,
времени, энергии, передвижения, расслабления и напряжения и еще доброго десятка
разных параметров, которые, естественно, не видны невооруженным глазом.
Во-вторых, благодаря своим качествам, с помощью техники
бо-дзюцу можно успешно противостоять любому холодному, кроме метательного,
оружию. Даже знаменитому самурайскому мечу, который не способен с одного удара
его перерубить.
Людям, незнакомым с техникой шеста, кажется, что бо -
громоздкое, неповоротливое и малоэффективное, особенно в ближнем бою, оружие.
Безусловно, конструкция шеста максимально проста и он не производит впечатления
грозного оружия. И тем не менее заложенные в него возможности (варьировать
дистанцией, площадью воздействия и многократным усилением энергии удара)
позволяют мастеру бо-дзюцу справляться с противником.
В-третьих, практика бо-дзюцу положительно воздействует на
организм. Люди старшего поколения помнят, что в семидесятых годах по
отечественному телевидению шли передачи утренней гимнастики, в которых нередко
использовалась гимнастическая палка. Бо, конечно, не гимнастическая палка, но
тем не менее заставляет активно задействовать весь опорно-мышечный аппарат
человека. Это лишь кажется, что в технике работы с шестом используются только
руки. На самом деле выполнение комплексов требует работы и ног, и туловища, и
рук.
Но самое главное, это эффект воздействия на внутренние
органы. По своей сути шест является волноводом, своеобразным каналом, по
которому может течь энергия. Зная взаимосвязи энергетических потенциалов в
организме и умело используя "внешний волновод", можно активно влиять на те или
иные внутренние органы.
В арсенале бо-дзюцу стиля Дзёсин-рю существуют ката,
правильное выполнение которых благотворно воздействует на внутренние органы:
легкие, печень, желудок и т. п. Естественно, эффект достигается не от
однократного, а от систематического повторения этих комплексов.
Раз уж речь зашла о стиле Дзёсин-рю, то нельзя обойти
стороной одну очень важную особенность этого направления. Речь идет о
конструкции шеста.
В стиле кобудо Дзёсин-рю, и только в нем одном,
используются бо эллипсовидного сечения. Эта вроде бы незначительная деталь очень
важна.
В технике владения шестом большое внимание уделяется
правильной работе рук. Точнее - кистей. Все новички делают одну и ту же ошибку.
Видя, как мастер легким и изящным движением выбивает шест из рук противника, они
пытаются повторить это, вцепляясь в свой шест мертвой хваткой. В результате -
отбитые руки и ничего больше.
Со временем, конечно, приходит осознание того, что скорость
и мощность выполнения техники зависят не от физических данных, а от правильного
чередования расслабления и напряжения в нужный момент. И все-таки даже среди
людей с высоким уровнем квалификации существуют серьезные проблемы при работе с
шестом. Секрет заключается в работе кистей рук.
При работе с бо положение кистей в начальную, промежуточную
и конечную фазы движения определяет силу и направление воздействия, а также
ударную нагрузку, испытываемую шестом. Из какого бы крепкого дерева он ни был
изготовлен, всегда существует предел сопротивляемости, выше которого происходит
разрушение предмета. Во время поединка, в особенности с мастером высокого
уровня, ударная нагрузка может достигать сотен килограммов на квадратный
сантиметр. К тому же воздействие приходится не на всю плоскость оружия, а только
на очень маленькую поверхность, что еще больше усиливает эффект удара.
Единственный выход из положения - "растянуть" площадь удара за счет скручивания
шеста и принять его под углом к продольной оси предмета.
Но и этого еще не достаточно. Вслед за первым ударом
последуют второй, третий, четвертый и так далее до тех пор, пока не будет
допущена роковая ошибка в обороне. Следовательно, после парирования первого
удара нужно иметь возможность выполнить свою контратаку до того, как противник
нанесет следующий. А для этого необходимо, чтобы бо находился в удобной позиции
для выполнения соответствующей техники. Вся эта работа проделывается
исключительно за счет движений кистей рук.
Доходчиво объяснить эти довольно сложные вещи на
обыкновенном, круглом шесте непросто. Еще труднее правильно запомнить и
отработать эту технику. Эллипсовидный же шест "ставит" руки на место очень
быстро. Достаточно только уяснить принцип и уже не надо будет каждый раз
запоминать, как должны располагаться руки в той или иной фазе движения.
Кроме этого, подобное сечение позволяет дополнительно
усилить ударное воздействие и снизить ответное за счет использования эффекта
эксцентрика.
Более высокая эффективность эллипсовидного шеста, по
сравнению с круглым, очевидна. Остается только удивляться тому, что за столь
длительный период развития кобудо, только создателю стиля Дзёсин-рю пришла в
голову эта идея. Пожалуй, это только еще раз подтверждает тот факт, что хороших
бойцов может быть много, но великих мастеров - единицы.
http://www.dodjo.kobudo.ru/bo.phtml