Основными
методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование опыта
практической работы.
Изучение
литературы. Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и
рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список
литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15
лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).
Список
составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек.
1:глм и каталоге ш: указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни
статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем
составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.
Изучая
книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты.
Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги
страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении
не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением
отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя
карточки для картотеки.
В одну
карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после
обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов
он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги
и т. д.
Карточки
складываются не по названиям книг, а по вопросам. Закончив изучать литературу,
исследователь получит картотеку с мнением всех авторов по каждому из
интересующих вопросов.
В
заключении исследователь обобщает изученную литературу и делает выводы о
состоянии вопроса в литературе (в каком плане освещен, что более разработано и
т. д.).
Работу
над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных
источников.
Обобщение
опыта практической работы. Изучение опыта работы проводится путем бесед с
преподавателями, тренерами, научны ми работниками, спортсменами,
анкетирования; изучения документов планирования и учета; наблюдения за
практикой работы; организации учета практической работы по специальным формам.
К беседе
и опросу нужно подготовиться заранее, составив вопросник на специальном бланке.
Результаты разнести по карточкам и составить картотеку.
При
анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и
их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а
также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей
различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы
заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет»,
«Согласен» и т. д. Так, например, изучая технику прямого удара, не следует
писать в анкете — «Как выполняется удар?». На такой вопрос можно ответить целой
статьей, причем упустить как раз ту деталь, которая интересует исследователя.
До
рассылки анкет желательно их проверить на нескольких товарищах, сотрудниках
(попросить заполнить), не объясняя вопросов и не давая каких-либо советов.
Анализ ответов обнаружит, правильно ли составлена анкета.
Изучение
документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных
с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду,
что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников
спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны.
Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт
работы многих боксеров.
Используя
данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли допустить
ошибки вследствие того, что:
оценка
результатов исследования давалась разными людьми и вразличных условиях;
данные
получены при помощи непроверенных измерительных приборов;
квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;
учет
велся небрежно.