Ждать пришлось не так уж долго.
Одним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид
единоборства, был офицер русской армии В.А.Спиридонов. [10] Нынешние адепты
"офицерского стиля" не скрывают, что Кадочников, условно говоря, "внук"
Спиридонова (ученик его учеников). И основные навыки боевого искусства он
получил не от "обобщенного" русского воина, а в спецучилище минобороны, где
готовили военных разведчиков-диверсантов.
Сам Спиридонов вплоть до конца 1930-х и не думал отрицать,
что его система основывается в первую очередь на японском искусстве ближнего
боя. Правда, потом ему пришлось это сделать, но не по своей воле...
Все сказанное отнюдь не умаляет заслуги Спиридонова (а
также Кадочникова). Фактически, они создали новую школу джиу-джитсу:
оригинальную, мощную, вполне конкурентоспособную. Только не стоит отстаивать ее
древность - раз, и "исконность" - два.
Современному читателю, вероятно, не надо объяснять, что это
такое - конец 30-х годов... Именно тогда стал набирать силу тезис "СССР - родина
слонов", в полной мере проявившийся уже после войны. Хотя основной удар был
нанесен по "западному" влиянию, Япония в данном случае сошла за "запад".
Особенно ярко это проявилось на примере судьбы другого основателя "русского
стиля" - В.С.Ощепкова. [11]
Родившись на Сахалине, Ощепков детство и юность провел в
Японии, где успел получить 2-й дан дзюдо - причем это было еще классическое
дзюдо, не успевшее "европеизироваться" в виде спортивного единоборства. В 1920-х
годах он работал в российской части Дальнего Востока, на границе с Китаем, где
ознакомился с некоторыми школами ушу. Тогда же Ощепков начал создавать свою
систему. В первую очередь она основывалась на дзюдо, но гармонично включала
элементы других боевых систем - Китая, Европы и даже Америки (так называемая
"американская боевая борьба", возникшая на стыке европейских и... индейских
единоборств).
Несколько лет спустя, приехав в столицу, Ощепков
продемонстрировал такие феноменальные результаты, что сумел потеснить даже школу
Спиридонова, пустившую к тому времени глубокие корни. Сами мастера-основатели не
очень-то ладили, но их ученики вскоре нашли общий язык. Ощепков, в отличие от
своего "коллеги", отказался замалчивать восточное происхождение своей школы. В
результате он был арестован как "агент японского милитаризма" и почти сразу же
погиб в тюрьме. По слухам, "сталинские соколы", не зная толком, с кем имеют
дело, попробовали его пытать - и он дал свой последний бой, в котором его не
смогли взять живым, хотя очень старались...
Созданная им школа официально продолжала существовать:
именно она легла в основу современного самбо. Но ее новые руководители (в первую
очередь - знаменитый Анатолий Харлампиев [12], поспешно объявленный "основателем
самбо"), памятуя судьбу своего учителя, приложили максимум усилий для того,
чтобы самбо перестало походить на восточное боевое искусство.
В результате очень скоро оно перестало походить на БОЕВОЕ
ИСКУССТВО вообще...
Ну конечно, среди самбистов этого направления тоже
встречались настоящие мастера. В их число, безусловно, входил и сам Харлампиев
(хотя роль, сыгранная им в истории единоборств советского периода, мягко говоря,
двусмысленна). Но речь не о них - а об общей тенденции.
А что до того, что позднее самбо оказалось сравнимо с
современным дзюдо, то не забудем, что сравнивалось оно не просто с современным,
но со СПОРТИВНЫМ дзюдо, которое вызвало бы резко отрицательную оценку и у
доктора Кано, и у теперешних стороннников подлинного дзюдо, которых немало не
только в Японии. Впрочем, такую же оценку вызвало бы современное самбо (и
спортивное, и так называемое "боевое") у его российских основателей, вне
зависимости от того, к какой школе они принадлежали.
Правда, Харлампиевское самбо не пыталось объявить себя
"русским" единоборством, предпочтя "советское" обличье. Вероятно, это было
сделано с учетом личных пристрастий Вождя Всех Народов. Теоретики самбо, говоря
о том, что их стиль сложился на основе техники национальных видов борьбы народов
СССР, не забывали с особой теплотой упоминуть грузинскую борьбу чидаоба. (Эта
борьба действительно повлияла на раннее самбо - хотя и не в большей степени, чем
узбекский кураш, азербайджанское гурассу, армянский кох. И в гораздо меньшей
степени, чем боевое дзюдо...)
Сейчас, когда ссылки на стили борьбы советских народов
вышли из моды, а поиски древнерусских корней, наоборот, в моду вошли, сторонники
классического самбо, наверно, волосы рвут от досады: слишком часто ссылались они
на Среднюю Азию и Кавказ, чтобы это могло быстро забыться.
Кое-какие попытки "русифицировать" самбо все же
предпринимаются. К примеру, начали распространяться утверждения, что базовую
технику А.А.Харлампиев перенял все-таки у своего отца, который якобы являлся
потомственным кулачным бойцом, унаследовавшим древние российские традиции. [13]
Но Харлампиев-старший был не кулачным бойцом, а боксером -
и, кстати, не очень высокого уровня: несколько лет подряд он выступал на
французском профессиональном ринге (нет, не в савате, а именно во французском
варианте английского бокса), где показал весьма средние результаты, что по
меркам "спорта высших достижений" тоже очень даже неплохо. Ему повезло - если
это везение - в том, что в предреволюционные годы он оказался одним из очень
немногих в России боксеров-профессионалов (боксеров-любителей было куда больше).
А в годы послереволюционные Харлампиев-боксер, отец Харлампиева-самбиста,
некоторое время вообще оставался чуть ли не единственным "действующим" носителем
традиций этого вида единоборств.
Возможно, его судьба повлияла на выбор сыном спортивной
профессии (тот закончил Московский институт физической культуры) - но уж никак
не на контуры самбо...
Впрочем, спортивно-боевая деятельность Аркадия и Анатолия
Харлампиевых - отца и сына, боксера и самбиста - переплетены в довольно сложный
узел. Попробуем распутать его хитросплетения.
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html