Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник
старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда
смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку. Кулачный бой это
древняя забава, наших русских удальцов. Идти на кулачный бой, это значило
потешится или провесть праздник в полном разгуле, и это составляло особый род
военного упражнения, которое приучало молодых людей к смертоносной битве.
Восточные народы вели сами битвы рукопашным боем: крепкий
кулак защищал его так же хорошо, как оружие. По улучшении ручного оружия и
изобретении огнестрельного, все изменилось. Битвы сделались наукой, а войны
исполнителями предначертаний полководца.
Кулачная потеха на Руси, известна со времен ее
самобытности. Летописцы наши говорят о ней, еще в начале XIII в., с какой-то
восторженностью. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский,
Владимир, ободряя пред битвой своих союзников: Новгородцев и Смоленцев, к
храброму отражению Великого Князя Юрия Всеволодовича, представили им на волю:
сразиться на конях или пешими. Новгородцы отвечали: мы не хотим на конях, но
сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках. - В последствии времени
кулачный бой сделался забавою нашего народа.
Кулачные бои производились один на один, стена на стена на
стену или валкою. Употребительнее из них один на один. Бои начинались с зимнего
Николы, и продолжались до сборного воскресения. В праздничные дни сходились
мальчики и взрослые за городом на обширном месте, или на городской площади, или
на покрытой льдом реке: там подавали знак свистом, чтобы собирались сюда
охотники - бойцы. городские бойцы, всегда брали верх над деревенскими.
Прославленным бойцам вменялось в честь пить водку, считалось за бесчестие брать
подарки, которыми их сманивали на свою сторону и этим терялась их слава. Дети
зачинали бой. Записанные бойцы стояли в отдаленности, наблюдая за бьющимися;
каждая из противных сторон, уговаривала отличных бойцов перейти на их сторону,
обещая им большие подарки и вина до упою. Когда стена гнала стену, тогда молодец
- боец, или надёжка - боец, засучив рукава, летел бешеным зверем, с распущенными
волосами, и наносил страшные удары. При общей свалки уже действовали не руки, но
и ноги и колена; били безжалостно своих противников; но лежачего не били, от
того и вошло в поговорку: лежачего не бьют. Кто более других удерживался на
месте и более переносил удары тот приобретал уважение, и превозносился даже его
недругами. По пробитии стены, оставались даже на месте одни бойцы - молодцы. Их
битва была ужасная. Другие бежали на выручку товарищей, нападали на надёжу -
бойца, который стоял уже бледный, как смерть. Он не сдавался, переносил жестокие
побои, и вдруг, уловив счастливою минуту, ударял: одного под глаза, другого в
висок, и оба протягивались со стоном у ног его. Нажёжка - боец сопровождался
всеобщим радостным криком: наша взяла! Но если он был не в состоянии перенести
ударов, то одно его спасение, чтобы сохранить свою жизнь, надобно было упасть на
землю, лежачего не бьют, но такой оставался в поругании. По окончании боя,
поклонники вели своего богатыря по улице, при пении громких песней и вводили его
в питейный дом.
Указами 1684 года ноября 2, 1686 года марта 19 и другими,
строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими
бойцами, поили их со своего стола; бились об заклад, и сводили их для своей
потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей, несбыточными
рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою. Из
наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша
родимой, Терёша Кунеинъ, Зубовы, Никита Долговъ и братья Походкины - Тульские
бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов.
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=6&id=2855