Деревня Атманов угол – единственное место в России,
где еще сохранились традиции кулачных боев.
Недавно завершились съемки 4-серийного
документального фильма «История кулачных боев на Руси». Этот фильм снимался по
заказу Госкомспорта России в Тамбовской области, в деревне Атманов угол
Сосновского района. По словам съемочной группы, таких мест, как эта деревня, в
России практически не осталось. Ведь только здесь старожилы помнят все детали
традиционных кулачных боев и при случае могут показать, как «забавлялись» наши
предки.
Из поколения в поколение.
С какого века в Атмановом углу начали проводить
кулачные бои, уже никто не помнит. Но зато любой житель деревни может с
точностью до мелочей припомнить, как это было в конце прошлого века.
Кулачные бои «Стенка на стенку» проходили, как
правило, по церковным праздникам. На Успенье Богородицы бой проходил между
односельчанами. Мужчины с одного берега реки дрались против мужчин с другого
берега.
"Они сошлись"
- Бились на спор, деньги на кон не ставили, - говорит
один из участников кулачных боев Василий Дмитриевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ, - разве что,
если командиры команд договорятся, то тогда проигравшие угощали победителей. Но
дрались не для победы, а для участия. Это было делом чести.
Однако, самые зрелищные бои проводились на Троицу.
Тогда в Атманов угол приходили гости из соседнего села Вихляйка. Народу было
настолько много, что они занимали всю центральную улицу.
- Бои, как правило, проводились в несколько подходов,
- говорит один из местных жителей 60-летний Александр Иванович КОЧЕТОВ, -
Сначала в бой стенка на стенку шли мальчишки, лет 7-10. Потом, кто постарше,
потом и вовсе деды с бородами.
Перед боем в каждой команде выбирался свой командир.
Участники боев становились друг напротив друга, закатывали рукава и начинали
подзадоривать себя и соперников. В шутку, конечно, не со зла. Мол, куда вам
против нас-то. А потом командиры команд подавали сигнал к началу боя.
- У нас все было честно, - говорит участник боев
Василий Григорьевич КАСАТКИН, - Правила свои были. Так, например, лежачего бить
нельзя было. Если человек поднимал руки или шапку, его тоже не трогали. И в
качестве «оружия» использовали только кулаки, другое оружие было запрещено.
Не перепились на Руси богатыри.
Были в Атмановом угле и свои герои. Как правило, это
были уже пожилые мужчины, которые могли дать сто очков форы многим молодым.
До сих пор по деревне ходят легенды о неком Михаиле
Кочетове. Этот атмановец обладал очень оригинальным стилем боя – он дрался
локтями. Бывало, когда Вихляевские силой теснили местных, он один мог всех
остановить. По словам старожилов, пятерых здоровых мужчин Михаил Кочетов с
легкостью разбрасывал в разные стороны.
"Боковой с размаху - самый страшный удар русского кулачного
боя"
- Тут каждый бился, как умел, - рассказывает еще один
старожил Валерий Григорьевич КАСАТКИН,- Один был щупленький вроде, но зато
ловкий. Ни за что в него кулаком не попадешь. Другой головой дрался, да так
здорово, что многие на ногах не держались. Третий умел хорошо работать тумаками,
то есть по-особому сложенными кулаками, и так далее.
Разумеется, самые лучшие бойцы, были в деревне и
самыми завидными женихами. Девушки сразу их замечали, так как тоже
присутствовали на боях в качестве зрителей или группы поддержки.
- Мы становились поодаль от битвы, - говорит Раиса
Семеновна АРХАНГЕЛЬСКАЯ, - Сюда приезжали торговцы на ярмарку, музыканты. И мы
девушки тоже пели. Старые песни, подхваченные еще у наших бабушек. Песни эти
тоже древние, как и традиция кулачного боя.
"Главное - собрать волю в кулак"
Правда, если девушки относились к бойцам
благосклонно, то те, что постарше, нередко ворчали.
- Когда я мальчишкой еще был и только начинал ходить
на бои, мать моя была против, – говорит Александр Иванович ИЛЯСОВ, - Однажды она
меня с братом выпорола за это первым, что под руку попалось. А попалась ей
большая красная свекла. Но я все равно в бой пошел. Хотелось почувствовать себя
настоящим мужчиной.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=zactiv&id=2&s=0&r=20&p=3