|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Русский стиль Часть 2 - История - Русские стилиПрофессор Ленинградской
консерватории Анатолий Михайлович Михнецов уже не одно десятилетие
колесит по русским деревням и городкам, собирая
устные предания и песни, изучая народные танцы и обряды.
Познакомившись с Андреем Грунтовским (и к этой встрече причастна ТМ),
профессор с удивлением признал в его боевом стиле черты обрядовой
пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать
веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории,
где некогда жили кривичисоюз восточнославянских племен. Одна из
версий объясняет слово скобарь как переделанное псковарь, то есть
житель псковского края. Мне довелось посмотреть видеозаписи,
сделанные Михнецовым в своих экспедициях. Веселого ломают под
гармошечный наигрыш Мотив незатейлив, довольно ритмичен и,
видно, неспроста Постепенно танцующий, подчиняясь его
ритму, входит в определенное психическое состояние. Приплясывая
скобаря, отдыхая от трудов или веселясь на празднике, человек,
по сути, упражняется для кулачного или палочного боя.
Под музыку же происходили и обрядовые поединки. Шли они по
разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения.
Бой мог остановить гармонист (в более давние времена-гусляр),
прекратив наигрышу музыки в этом случае, можно сказать, была полная
власть. Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог
взъерошить волосы. Это действие, определенные возгласы
(киканье), притопывание считаются элементами древней народной магии.
Человек как бы выходил из привычного бытового пространства,
перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе,
и органы чувств работали по-другому, да и вообще
отношение к жизни и смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы
танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с
японскими ката или китайскими тао) служил на самом деле
весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам.
Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия
соперника, а даже на дуновение ветерка. Ломание переходило
постепенно в обрядовый бой (тренировочный, что ли,
по-современному). Подобная схватка-реликтовое наследие тех
времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно
из его названий-яр. С другой стороны, слово яр у славян
обозначало жизненную силу и ее проявление. Считая себя потомками
Даж бога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по
солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или
энергию, которая управляется солнечным (чревным) сплетением.
По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим
средоточием точку в нижней части живота - даньтянь, а
человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам. Подготовленный в
обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в
бой ярый-до полного уничтожения противника. Тренированный боец
наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота определялась
принципом движений танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения
боя достичь практически невозможно. Дело в том, что
каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют
некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней максимальной
концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и
мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар,
сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного
эффекта (мы сейчас не говорим о работе по точкам). Славянину же,
чтобы сбить противника с ног, от править его в нокдаун,
достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если
он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки
возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели.
Высокая скорострельность важна в схватке с несколькими противниками,
особенно при окружении ими. Грунтовский за время
ленинградской встречи не раз показывал успешное ведение поединка в
подобной ситуации. Отличительные черты его стиля - это
развернутая грудь, посадка головы с приподнятым подбородком, движения
рук и ног таковы, что практически нет разницы между блоком
и ударом. Легкое, порхающее перемещение чередуется с
притопыванием, будто гвоздь вколачивается в пол. Часты
повороты на 180 градусов, а то и на 360. Боксерские лапы ударов не
выдерживают, рвутся, потому ленинградцы переделывают их под
себя, усиливают. Андрей, коренной петербуржец в пятом поколении,
учился основам стиля у своего отца Владимира Иосифовича, а тот, в
свою очередь, у одного из патриархов самбо - Анатолия
Аркадьевича Харлампиева. Дед последнего, кстати, был известным
смоленским кулачным бойцом - вот она, ниточка, связь с народным
боевым искусством... Русский стиль А то, что такое искусство
было, подтверждают очевидцы: Побоища происходили отнюдь не с
бацу. как говорится, в силу полупьяного азарта или
какого-нибудь случайного инцидента, напротив, стенка замышлялась чуть
не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался
в том или другом фабричном трактире, и окончательные
решения по организации битвы принимались военачальниками обеих
сторон по взаимному соглашению. Это отрывок из книги
Д.А.Покровского Очерки Москвы, опубликованной в конце XIX века.
Или вот еще: Доселе свежи предания о непобедимых рыцарях
кулачного боя и мужественных вождях стенок. Это были, конечно
простые фабричные, искусившиеся в энергических приемах российского
бокса... На кулачные бои они смотрели не как на забаву, а
как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как
артист смотрит на подмостки, и к этому делу относились с суровой,
добросовестной педантичностью. К сожалению, после 1917 года традиции
русского кулачного боя стали затухать. И вот теперь с
аншлагом идут китайские, японские, американские фильмы о мастерах
восточных стилей. Помимо кулачного боя, у славян культивировались и
другие не менее популярные виды единоборств, о которых сейчас мало
кто вспоминает: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба в
схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах - это
только те, о которых известно. Восточные славяне всегда
славились непревзойденными рукопашниками. Как парадокс
прозвучит для многих малоизвестный факт - в XIV столетки
китайские императоры предпочитали формировать для себя охранный полк
из русских, прославляющих верность. Добровольцев
вербовали специально посланные императорские эксперты. Вот вам
и сюжет для захватывающего |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|