Помимо состязаний в кулачном бое в России большой
популярностью пользовались состязания в борьбе. Существовало несколько
разновидностей борцовского поединка. Нами они разделены на виды: борьба с
формированием предварительного захвата и борьба без формирования
предварительного захвата. В свою очередь эти виды делятся на несколько подвидов.
Борьба с формированием предварительного захвата.
В этом типе состязаний борцы формировали захват до
начала состязания и не отпускали его до конца поединка. Для победы, было
необходимо повалить соперника на землю. Можно выделить следующие основные виды:
борьба "в схватку", борьба "на поясах", борьба "за вороток".
Борьба "в схватку".
Названия этого вида состязания: "в схватку",
"сграбившись", "в замок", "в обхват", "в крест", "русская борьба", "в охапки",
"в охабку", "в обхватку", "на русскую", "русский крест", "крест на крест". В
этом виде захват формируется следующим образом: одна рука через плечо, другая
под плечо. А. И. Терещенко пишет: "Искусившиеся в борьбе... схватываются, жмут
так крепко, что кажется, слышишь, как хрустят кости. Падение противника...
признается, когда кто из двух поборет без лукавства и хитрости, потому, что
некоторые из них подставляют ногу и сбивают". В этом виде борьбы предпочтение
отдавалось силовой манере, "не заключавшей в себе кроме силы никакого
искусства". Поэтому борьбу "в схватку" называли "мужицкой". На силовой характер
борьбы указывает и следующие описание этого вида П. П. Бажовым: "способ борьбы,
когда борцы, охватив друг друга, нажимают при борьбе на позвоночник противника".
Этот вид борьбы очень древний. Б. В. Горбунов справедливо видит эту форму
состязания в летописном описании поединка Кожемяки с печенеженом (992 г.): "...и
яста ся, и почаста ся крепко держати, и удави печенезина в руку до смерти. И
удари им о землю". В былинах русские богатыри часто мериются силой в этом виде
борьбы: "Схватилися во схваточку боротися". По данным Б. В. Горбунова этот вид
борьбы был распространен у украинцев, белорусов, сербов и литовцев В. Г.
Даркевич указывает, что борьба "в обхват" была широко известна в средневековой
Европе. Известно две основные формы проведения состязаний по этому виду борьбы.
Первый, когда запрещены действия ногами, и второй, когда действия ногами
разрешены.
Борьба "на поясах".
Существовали следующие названия этого вида борьбы:
"поясная борьба", "за пояски", "на поясах", "на кушаках", "пояски", "на пояски",
"под пояски", "на веревки", "на ремни", "ламок", "на ламка", "под пряжки", "на
мотки", "на опоясках". В.И. Даль описывает этот вид состязания: "Татары и
башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись
левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не
дозволяется". Б. В. Горбунов делает вывод о заимствовании славянами этого вида
состязаний у тюркских народов в ходе постоянных контактов. Это заимствование
можно считать сравнительно поздним, самое раннее упоминание борьбы на поясах у
русских содержится в записках орловского помещика Н. И. Толубеева (конец XVII -
начало XIX в., но не позднее 1809 г.). По этой причине этот вид состязаний
отсутствует в былинах. В пользу тюркского происхождения этого вида говорит и
название "куриш", распространенное на Украине. Подобные способы меряться силой
есть у многих тюркских народов: у азербайджанцев (гюлет), у казахов (курес), у
киргизов (куреш), у узбеков (кураш), у якутов (курдацан-тустуу), у татар (курэш)
У русских соперники обоюдно захватывали друг друга крест на крест за пояс на
спине противника. А. М. Горький описывает этот вид состязания в романе "Дело
Артамоновых". "Схватив друг друга за кушаки, они долго топтались на месте. Илья
смотрел через плечо Вялова... Он был выше землекопа, но тоньше и несколько
складнее его. Вялов, упираясь плечом в грудь ему, пытался приподнять соперника и
перебросить его через себя. Илья, понимая это, выкрикивал:
- Не хитер ты, брат, не хитер!
И вдруг, ухнув, сам перебросил Тихона через голову
свою с такою силою, что тот, ударом о землю, отбил себе ноги..."
Необходимо отметить, что формирование захвата в
борьбе "на поясах" у русских несколько отличалось. Так в России обычно брали
захват за пояс или кушак, завязанный на теле узлом, у тюркских народов пояс чаще
всего не завязывался, а просто накидывался. Это обусловило более силовую манеру
борьбы "на поясах" у русских и сближало ее с традиционным видом борьбы "в
схватку". Известны две основные формы проведения состязаний по этому виду
борьбы. Первый, когда запрещены действия ногами, и второй, когда действия ногами
разрешены. Фактическим отличием борьбы "на поясах" от борьбы "в схватку" было
лишь различия в способе формирования захвата.
Борьба "за вороток".
Это популярный вид борьбы с формированием
предварительного захвата. Существовали следующие названия этого вида состязания:
"с носка", "в одноручку", "наперкасок", "на одну руку", "за вороток", "на
носок", "московская борьба". Этот вид борьбы встречается в былинах киевского
цикла.
"Ай же вы, богатыри святорусские!
Кто из вас горазд бороться об одной ручке?"
В борьбе "за вороток" для победы было необходимо,
повергнув соперника на землю, остаться на ногах. В борьбе "на вороток"
существовало две формы поединка. Первая, когда "одной рукой друг друга за ворот,
а второй не хватать". Вторая, когда "левая шла в дело только в момент схватки".
Одним из основных элементов для достижения победы в этом виде состязания была
подсечка ("с носка"). Вот как это образно описано в былине:
"Иванушко Годинович
Ай взял татарина за шиворот,
Ай положил-то ведь правой ногой
Татарина по левой ноги.
Ай бросил-то его на сыру землю"
Борьба без формирования предварительного захвата.
В этом типе состязаний борцы проводили захваты
произвольно и могли их менять в ходе схватки. Борьба велась в положении стоя и
лежа. Побеждал тот, кто прижимал соперника спиной к земле или вынуждал его
сдаться. На уровне групп существовали следующие названия этого вида борьбы: "не
в схватку", "охотничья борьба", "за руки", "на щипок", "на вольную", "как
схватишь", "в крест". Существовали следующие региональные особенности этого вида
борьбы:
1) разрешались захваты только выше пояса соперника;
2) допускались вместе с тем и подножки;
3) позволялось также захватывать ноги противника;
4) для победы необходимо уложить соперника на спину и
разложить руки в стороны. Последний вид назывался "на крыжа" - в белоруссии, "в
крест" - в России (зафиксирован только в тамбовской области). В целом этот вид
борьбы аналогичен европейским видам борьбы. Он нашел спортивное воплощение в
греко-римской, вольной и борьбе самбо. В борьбе "в крест", как и в борьбе самбо,
активно применялись болевые и удушающие приемы.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=z6p3