Что касается тактики, то можно говорить о двух ее
видах: тактика одиночного бойца и всей стенки. Еще сближаясь, боец старался
найти себе противника по силам. В схватке применялись различного рода финты в
виде ложных замахов и отвлекающих ударов рукой перед решительным ударом другой.
В этом отношении тактика стенки практически не отличалась от одиночного боя «сам
на сам».
Поведение же всей стенки исторически воспроизводило
построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности держались
плотного строя, а в городе предпочитали одну или две шеренги. Бойцов в
зависимости от их силы расставляли в определенном порядке и с учетом
расположения сил противника. Продвигаться следовало всем «единым фронтом» или
«широким плечом», не допуская разрыва своей линии, так как прорыв неприятеля
разобщал бойцов, ставил их в невыгодное положение. Выделялись также резервы,
иногда скрытые от другой стороны и вступавшие в бой лишь в решающий момент
(своего рода засадный полк).
Начинался кулачный бой тоже зачастую как настоящие
сражения: лишь постепенно вводились в дело все более сильные отряды. Первыми
выходили ребятишки, затем подростки, юноши, неженатые парни, а уж затем -
взрослые мужчины.
Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей,
символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Была и еще одна
пословица: «Сила по силе - осилишь, а сила не под силу - осядешь».
Известно, что многие знаменитые русские литераторы и
артисты прошлого отдавали должное кулачному бою. Осенью 1871 года юный Владимир
Гиляровский, будущий известный журналист и писатель, вступил
вольноопределяющимся в Нежинский полк, квартировавший в Ярославле. Излюбленным
развлечением солдат полка были кулачные бои на льду реки Которосли. Чаще всего
городская стенка сходилась с фабричными Корзинкинской мануфактуры. Страстным
болельщиком городской стороны был владелец трактира по фамилии Ландрон. На время
боя он выдавал городским бойцам дубленые романовские шубы, сильно смягчавшие
удары, вязаные узорчатые рукавицы и красные кушаки. Фабричные для отличия
выходили в синих. А еще Ландрон отыскивал здоровенных парней, чтобы усилить свою
стенку, которая обычно проигрывала ловким фабричным под водительством
«надежи–бойца» Ваньки Гарного. Гиляровский, обладавший богатырским сложением и
силой, естественно, привлек внимание трактирщика и отправился на кулачный бой.
Гиляровскому удалось ловким ударом сбить с ног Гарного, и этого оказалось
достаточно, чтобы городские сломили фабричных. Гиляровский получил первую в
своей жизни спортивную награду: Ландрон подарил ему карманные часы.
Еще в 1806 году С. Т. Аксаков наблюдал знаменитые
кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан, и впоследствии описал их в своем
«Рассказе о студенческой жизни». А через восемь десятилетий в тех же боях
азартно дрался великий русский артист Ф. И. Шаляпин. Уже увенчанный мировой
славой, он делился дорогими его сердцу воспоминаниями: «Сходились с одной
стороны мы, казанская Русь, с другой - добродушные татары. Дрались отчаянно, не
щадя ни себя, ни противников. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали
установленных искони правил: лежачего не бить, присевшего на корточки - тоже,
ногами не драться, тяжести в рукавицы не прятать».
Пятнадцатилетний Федор благоговейно относился к
стеночным силачам, как русским - немолодым уже банщикам Меркулову и Жуковскому,
Сироткину и «имевшему огромные руки с кистями лопатой» Пикулину, так и татарским
- Сагатулину, Багитову. «Когда я видел, как эти люди, почему–то все добрые и
ласковые, сбивают с ног могучими ударами русских и татарских бойцов, мне
вспоминались сказки: Бова, Еруслан Лазаревич - и скудная красотою и силою жизнь
становилась сказочной».
Однажды, когда Федор уже начал взрослеть, навыки кулачного
боя выручили его в критической ситуации. Его несчастный соперник в любви -
городовой - попытался было поколотить начинающего хориста, но тот вовсе не
забыл, как хаживал в стенке на озере Кабан, и крепко проучил блюстителя порядка.
«Он бросился бить меня. Но хотя я очень боялся полиции, однако опыт казанских
кулачных боев послужил мне на пользу, и городовой был посрамлен».
В своей родной рязанской деревне Константиново Сергей
Есенин в среде мальчишек всегда был коноводом и драчуном. «Дедушка иногда сам
поддразнивал на кулачку и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь,
он так крепче будет!». Так написал сам поэт в автобиографических заметках «О
себе».
Казалось бы, уже в силу одного своего высокого
происхождения дворянин, писатель А. Н. Толстой не мог иметь никакого отношения к
кулачкам. Однако этот отпрыск графского рода, живя в деревне, разделял в детстве
увлечения сельской ребятни.
Еще один известный писатель - Леонид Леонов -
мальчишкой прошел в московском Замоскворечье школу кулачного боя и, выступая
как–то по телевидению, сказал: «Я был задиралой (то есть подростком, начинавшим
бой, задирая другую сторону)». Один из героев его романа «Вор» говорит: «В
мальчишестве, бывало, только на кулашнике и подберешь себе приятеля... И ведь ни
разу не ошибался! Это оттого, что именно в бою «вся людская повадка насквозь
видна». Наверное, это было и мнение самого писателя, недаром часто его можно
было видеть на крупных боксерских соревнованиях.
Это далеко не полный перечень наших великих людей так
или иначе причастных к кулачному бою на протяжении нескольких столетий. Но
думается, что и он дает достаточное представление о небывалой широте
распространения и типичности этого исконно русского занятия.
Впрочем, старая идея русского кулачного боя нашла
место и в боевой подготовке двадцатого века. В 1941 году ведущий советский
специалист по боксу К. В. Градополов рассказывал в своей книге о методах
обучения воинов кулачному прикладному искусству. Предлагалось там такое
необычное упражнение, как «групповой бокс». Автор прямо указывал, что
«прообразом группового бокса (организованного и ограниченного определенными
правилами) является русский самобытный народный спорт «стенка на стенку».
Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. Каждая в составе 10
человек, то есть - стрелкового отделения. Нападать на противника разрешалось
только спереди и сбоку - как по одному, так и нескольким бойцам одновременно.
Участник, вытесненный за пределы боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из
схватки. Время боя - не более десяти минут.
Этот способ подготовки, приносивший ценные навыки
рукопашного боя, практиковался в армейских частях, а на Дальнем Востоке в
1941-44 годах даже разыгрывались первенства в групповом боксе. Так древнему
народному упражнению - стеночному кулачному бою - уже на новом уровне довелось
сослужить службу родине.
Столетиями кулачный бой, верно, помогал закалке наших
предков. Может статься, и еще пригодится.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=zactiv&id=2&s=0&r=19&p=5