Большой знаток истории бокса и кулачного боя американский
спортивный журналист Джон Дюэрент (чья осведомленность, однако, ограничивается
только Западом) утверждал, что вместе с уходом античной культуры с мировой
арены, якобы, исчез и кулачный бой - с тем, чтобы возродиться затем лишь на
Британских островах.
А ведь хорошо известно, что традиции кулачного боя
существовали на нашей земле издревле. И если первые сведения об английском боксе
письменные источники фиксируют с 1212 года, то летопись говорит о существовании
кулачного боя у нас еще в Х веке. Причем, это довольно поздняя фиксация
древнейшего обычая. Существовал он еще в седой языческой древности. Испокон веку
устраивались общенародные игрища, зачастую имевшие и ритуальный характер: они
проходили в дни славянских, еще языческих празднеств - Красной горки, Масленицы
или Тризны - своеобразных поминок по умершему.
О древнем славянском обычае поминальных спортивных
игрищ хранит память и одно из старинных русских названий кладбища. Звучит оно
необычно: «буевище», то есть место, где проходили бои. Слово «буй», в смысле
кулачного боя, сохранилось в ряде диалектов русского языка, и сравнительно
недавно так называли свои кулачные стенки, например, саратовцы.
Буй–Тур Всеволод в «Слове о полку Игореве» - это
богатырь, подобный в бою грозному разъяренному туру. Говоря о нелегких бытовых
условиях старой России, Белинский подчеркивал, что «народные «буйные игры» и
удалая охота осветляли этот быт». При этом сам он объяснял, что слово «буйный»
он употребляет здесь в древнерусском смысле - храбрый, сильный богатырь. Лишь
впоследствии слово приобрело сниженное значение и сегодня живет только в корнях
таких слов, как «буянить».
Кулачный бой практиковался у нас в трех формах: один
на один («сам на сам»), стенка на стенку и «сцеплялка–свалка».
«Сцеплялка–свалка» - массовый и озорной вид боя, где
каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он уже очень давно перестал
существовать.
Бои «сам на сам» были близки старому английскому
боксу на голых кулаках, но отличались от него меньшей жестокостью. Перед тем,
как вступить в схватку, наши бойцы обнимали и трижды целовали друг друга,
показывая тем, что никакой личной вражды между ними нет. С падением одного из
бойцов бой прекращался, в то время как в Британии избиение лежачего бойца было
запрещено только в 1743 году известными правилами Джека Броутона.
Существовало немало мощных бойцов, ходивших только
один на один и пользовавшихся большой известностью. Так, славились казанские,
калужские и тульские бойцы из местных оружейников: Алеша Радимый, Тереша Кункин,
Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Сильнейшими бойцами Петербурга являлись
в восемнадцатом столетии приказной чиновник Ботин и фабричный Соколик - оба
невзрачные с виду, по свидетельству современника. В Пензе своей силой выделялись
надсмотрщик гражданской палаты Шаров и бухгалтер казначейства Антонов. А в
Тамбове все знали четверых местных семинаристов: Казанского, Маракаровского,
Никольского и Ростошинского. Утверждали, что уж если они вступали в дело, то
могучего натиска этой лихой четверки не могла удержать даже стенка в сотню
бойцов. Однако, как справедливо замечает этнограф А. Терещенко, «каждое место
имело своих удальцов».
Купцы нередко сводили в бою двух сильнейших бойцов из
разных городов, устраивая своего рода междугородние матчи. А тот же Терещенко
повествует: «Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими
бойцами, сводили их в Москве с боксерами. Достопочтенные лорды сами приезжали
сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который был не знаком с
искусством, но так удачно метил в бока и лицо, что часто с одного раза повергал
на землю тщеславного бойца. С тех пор боксеры перестали мериться силой с
бойцами».
Однако самыми любимыми и широко распространенными
были массовые бои стенка на стенку. Издревле они являлись одной из типичных
примет русского быта. Приходили бои в жизнь каждого воина (а воином тогда был
всякий мужчина) с ранних ребяческих лет. И поначалу существовали бок о бок с
игрой в бабки и чехардой. Подростки незаметно взрослели, переставали бегать
взапуски и навсегда прощались со своими прежними мальчишескими играми, но вот
ходить в кулачной стенке продолжали. Не бросали этого дела и тогда, когда в
волосах уже начинала поблескивать седина. А рядом в стеношном строю плечом к
плечу с ними теперь становились их взрослые сыновья. Выходило, что дань этим
удалым потехам отдавалась на протяжении почти всей жизни мужчины.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=zactiv&id=2&s=0&r=19&p=5