А.С. Тедорадзе-Власов, кандидат исторических наук
С древности традиционные рукопашные состязания являлись
элементом военно-прикладной подготовки славянских, а затем и русских воинов.
Нужно сказать, что эта подготовка носила всеобщий характер, через ее жернова
проходило все мужское население. Н. М. Карамзин, в своей “Истории государства
Российского”, описывая древнерусское войско, справедливо писал: "Народные игры и
потехи доныне однообразны в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье
взапуски, остались памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и
силы" (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М.,1903. С.43.).
Византийский историк VI в. Прокопий Кессарийский говорит о том, что в войске
Велизария "были люди славянского племени", которые пленили неприятелей, выходя
для этого в одиночный поиск(Прокопий из Кессарии. Война с готами. М., 1950.).
Очевидно, что уже тогда применялись специфические приемы прикладного боя в
сочетании с элементами рукопашных состязаний. Как уже отмечали исследователи, в
былинах, заговорах, летописных свидетельствах отражается использование кулачного
боя и борьбы наряду с применением в сражениях холодного оружия.
Основу средневекового русского войска составляла пехота. Ее
значительной частью являлось ополчение. Народные массы с древности проходили
обучение основам строя и ведения боя в народной игре "стенка на стенку", имеющей
прямые параллели с воинским искусством. Эта игра была ничем иным, как имитацией
сражения, где все приучались к коллективному взаимодействию ради достижения
общей стратегической идеи, замысла. Аналогичные игры в качестве военной
подготовки существовали в средневековых европейских государствах и носили
массовый народный характер. Однако уникальность подобных игр русских заключается
в том, что они сохранились практически до нашего времени, причем прошли
длительный период адаптации правил и условий проведения этих народных
состязаний.
Свидетельства о построениях, боевом порядке древнерусской
рати встречаются в работах византийского историка Льва Диакона. Он говорит, что
рать руссов представляла собой "стену", т. е. сплошное построение
пехотинцев-копейщиков, прикрытых большими щитами (История Льва Диакона
Калойского, СПб, 1820, С.93.). Это было линейное построение, о количестве шеренг
которого мы сведений не имеем. "Стенка" была устойчива в бою, что косвенно
свидетельствует о значительном количестве шеренг. Боевой порядок пехоты начинал
расчленяться по фронту и в глубину. Это повышало его маневренные возможности и
позволяло управлять боем. Такое расчленение по фронту на "чело" и два крыла
произошло, по-видимому, в начале XI в. Засадный полк выполнял функцию общего
резерва. В целом боевое построение сохранилось в этом виде до Петровской эпохи.
Это сплошное глубокое построение являлось одним из источников стойкости русской
пехоты и основным преимуществом ее перед противником. Воины, сомкнув свои щиты и
выставив копья, создавали как бы подвижную "стену", отличавшуюся большой силой
удара в атаке и стойкостью в обороне. Сплошной, глубокий строй в несколько тысяч
человек требовал предварительного обучения, и, без сомнения, воины рати руссов
проходили обучение перед походом(Разин Е. А. История военного искусства. Т.2.
М., 1957. С.105.). Видно, что уже тогда такое обучение ополченцы проходили в
состязании "стенка на стенку", где учились главному - боевому взаимодействию
всех участников, маневрам и тактическим приемам
Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями
древнерусской рати. Это было отражено в работах Н. П. Новоселова и Б. В.
Горбунова. В "стенке" различали центр - "середка", "серединка", "грудь", "чело",
"лицо", "перед", "передовые"; фланги - "бока", "крылья", "стороны", "плечи",
"боковые стены"; тыл - "зад". Часто выделялся резерв - "запасные", "засады",
который вступал в бой для нанесения решительного удара или поддерживал
отступающую "стенку", в критический момент на грани поражения(Горбунов Б. В.
Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -
начала XX в. М., 1997. С.43.). Нередко применялось преследование отступившей и
уже убегающей "стенки". В этом случае "бойцы выходят на простор, гонят
проигравших, наперед забегают другие, стараются задержать в одиночку и
группами…"(Мокринский М. И. Мемуары деда Макара, составленные в 1952 г. (с.
Мезинец, Староюрьевского района)(Из фонда этнолингвистического
научно-методического центра культурной антропологии ТГУ им. Державина.
Руководитель Л. Ю. Евтихиева).
Интересным фактом является свидетельство Г. И. Фомина. Он
сообщает о том, что в с. Давыдовка Воронежского уезда в кулачном бою "стенки"
"выступали друг против друга со знаменами". В древнерусском войске каждый полк
имел свой стяг (знамя). Для управления полком применялись ратные трубы, литавры
и знамена(Фомин Г. И. Кулачные бои в Воронежской губернии // Известия
Воронежского краеведческого общества. 1926. №3. С.14-18. №5. С.13-17. №6.
С.11-15.; Разин Е. А. История военного искусства… С.258.).Об использовании
музыкальных инструментов в стеношных боях пишет Костомаров: "Для возбуждения
охоты нередко тут же били в накры и бубны"(Костомаров Н. И. Очерки домашней
жизни и нравов великорусского народа в XVI - XVII столетии. СПб., 1860. С.226.).
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=zactiv&id=2&s=1&r=8&p=7