Генезис и эволюция русского рукопашного боя
А. С. Тедорадзе (По книге Русский рукопашный бой. Тамбов
2001.)
К моменту выхода славян на историческую арену у них
сложились состязания в борьбе, кулачном и палочном бое в форме "один на один".
Формы коллективных рукопашных состязаний появляются с развитием военного дела,
причем не зависимо у разных народов.
Коллективные состязания первоначально существовали
как формы, имитирующие реальное сражение. В таком коллективном состязании,
скорее всего применялись элементы борьбы, кулачного боя и фехтования, то есть
прикладной рукопашный бой. Затем возникли формы коллективных состязаний без
оружия. Они были менее травматичны и стали пользоваться все большей любовью
народа.
Наше мнение подтверждают военные игры известные в
Европе, они в той или иной мере напоминают известные в России коллективные
состязания и помогают понять эволюцию явления.
Массовое сражение дало начало военной игре, названной
бухурт. Несколько различаясь, она существовала во Франции, Испании и Германии.
Так же как, и, в настоящем сражении, в бухурт друг против друга выступали две
шеренги воинов. Они ехали плотно сомкнутыми рядами - щит к щиту, нога к ноге. В
такой атаке противники стремились к наиболее резкому столкновению, при котором
более сильная шеренга разрывала более слабую или вынуждала ее отступить (Niednеr.
S.19.).
Неизвестный летописец описывает боевые игры горожан
первой половины XIV в.: "Жители города разделены на два лагеря, каждый из
которых состоит из нескольких отрядов. Они сражаются деревянным оружием либо все
сразу, либо по парам. На голове участников деревянные шлемы с мягкой прокладкой
изнутри, лицо защищено проволочной сеткой" (Murator. S.14.).
Первые сведения о проведении военных игр в Пизе и
Венеции относятся к XII в. Каждая из сражающихся сторон насчитывала 60 - 70
мужчин. Целью игры было сбросить как можно больше противников с моста в реку. С
XV в. борьба групп была заменена поединком двух участников. При этом было
запрещено применять оружие и схватка велась на кулаках (Pompeo. p.204.).
Наше мнение о том, что первоначально существовали
военные игры с оружием и лишь потом появились игры без оружия, косвенно
подтверждают фольклорные данные. И действительно в цикле былин о Василии
Буслаеве мы встречаем упоминания о коллективных палочных боях. Приведенные выше
данные позволяют говорить о том, что коллективные рукопашные состязания
существовали как форма подготовки к реальным сражениям, причем данные состязания
отличались условиями проведения, но в целом их сущность остается одинаковой.
Коллективные рукопашные состязания в России были
известны в двух формах: стеношном бое и сцеплялке-свалке. Эти виды отличаются
тем, что в стенке есть построения участников в ряды, а в сцеплялке подобные
построения отсутствуют. Однако это не дает оснований заключать, что последняя
форма коллективных состязаний более древняя и является памятью тех времен, когда
люди сражались, не зная военных построений. Данная точка зрения не лишена
логики, однако, представляется сомнительной. Тем более, что в качестве
подтверждения приводятся слова Маврикия о воинах славянах VI - VII в., которые
"строя не знают" (Маврикий). Как справедливо указывает Е. А. Разин, это не
означает, что у славян не было боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал
выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта,
но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем заключить, что для боя славяне
располагались в определенном порядке. "Иногда они, - пишет Маврикий, - занимают
очень крепкую позицию и, охраняют свой тыл, не дают возможности вступить в
рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в
тыл". Если славяне отражали все атаки, то, по мнению Маврикия, оставалось одно
средство - преднамеренно отступить, чтобы вызвать неорганизованное
преследование, которое расстроит боевой порядок славян и позволит одержать
победу внезапным ударом из засады. Советы Маврикия в отношении направлений атаки
и приемов дезорганизации построения славянского войска говорят о том, что у
древних славян был определенный боевой порядок, что сражались они не толпой, а
построившись по родам и племенам (Разин. С.41-42.). Поэтому, скорее всего,
говорить о том, что славяне не знали боевых построений будет несколько
некорректно. Скорее мы сталкиваемся с тем, что эти построения были не привычны
для византийцев, так сказать, не отражали канонов классических построений.
Построения воинов видимо, известны со времен облавно-загонной охоты.
К тому же, известно, что стеношные построения во
время традиционных состязаний нередко разрушались и эту фазу боя называли - "сцеплялкой"
(Ровинский С.221-222.). Правильней было бы предположить, что сцеплялка-свалка -
это просто проигрывание одного из этапов боя. В этом виде нет задачи характерной
для стеношного боя - вытеснение противоположной партии за потылье. Вероятно,
поэтому отсутствуют и линейные построения, ориентирующие направление атаки.
То, что коллективные рукопашные состязания отголосок
военных игр с прикладной техникой боя, говорит применение ударов ногами. Об этом
пишет Берхгольц в начале XVII в.: "...Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами,
готовы кажется съесть один другого..." (Берхгольц С.69.) О применении ударов
ногами и элементов характерных для борьбы в коллективных рукопашных состязаниях
пишет Герберштейн в начале XVI в.: "Бойцы... бьют друг друга кулаками и ногами
без разбору в лицо, шею, грудь, живот или стараются друг друга повалить..."
(Герберштейн С.118). В более поздних источниках удары ногами рассматриваются как
нарушение правил. Очевидно, что постепенно удары ногами и элементы борьбы были
запрещены правилами коллективных рукопашных состязаний. Вероятнее всего это
произошло постепенно в течении XVI-XVII вв.
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=z6