Особой любовью в России пользовался сохранившийся до
наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. Стенка - старинная русская
традиция - имела свои правила, с нарушителями которых подчас жестоко
расправлялись участники боя и зрители. По правилам кулачного боя запрещалось
драться с "закладкой", то есть во время боя иметь в кулаке, что то тяжелое или
твердое, "бить с крыла", то есть ударять неожиданно сзади или сбоку, особенно
сильному слабого, бить лежачего.
В архивах хранится изданный Екатериной 1 указ от 1726
года "О кулачных боях" определявший регламент рукопашных схваток. Так же
существовал указ " О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской
канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях,
обязаны выбрать представителей. Которые должны сообщить в полицию о месте и
времени боя, и отвечать за его порядок. Приводимая ниже выдержка из воспоминаний
М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные
указы и каким образом относились в провинции кулачным боям в начале 19 века.
"Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея,
вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами
исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в
городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития
и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено
было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи
10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем
бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось,
по словам очевидцев, до 500 человек".
Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев
был включен в свод законов Николая 1 в 1832году. В томе 14, часть 4-я, статья
180 кратко говорит: "Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются". То же
дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов.
Но, несмотря на все запреты, кулачные бои
продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.
Название "стенка" произошло от традиционно
установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в
котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли
сплошной стеной на "противника". Характерная черта стеношного боя - линейные
построения, необходимость которых диктуется задачей состязания - вытеснить
противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник
перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой.
Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько
часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую.
Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.
Главной тактической задачей каждой из сторон было
прорвать "стенку" противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой
площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы, и после
передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и
длился обычно по несколько часов, до тех пор, пока одна из сторон окончательно
не одолевала другую.
Масштабы массовых кулачных боев были самыми
различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т. п. Иногда кулачные
бои собирали по несколько тысяч участников.
Везде, где происходили кулачные бои, имелись
постоянные традиционные места для боя.. Зимой обычно бились на льду реки. Этот
обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и
утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой.
Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на
два "лагеря". Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии - на
Москве - реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у
Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской
заставы.
Лубочное изображение кулачного боя конца XVIII века "Стенка
на стенку".
У "стенки" был предводитель. На просторах необъятной
России его называли по разному: "башлык", "голова", "староста", "боевой
староста", "предводитель", "старый чоловик". Накануне боя руководитель каждой
стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя:
например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей
"стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию
"стены"; намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении
главной группы бойцов; выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из
боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т. п. Во время боя
руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов,
определяли момент и направление решительного удара. У П. П. Бажова в сказе
"Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам: "Расставил бойцов,
как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили
и за самых надежных слыли.
Кулачный бой "Стенка на стенку" в г. Торобце. Рис. с натуры
Шохина 1845 г.
- Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности,
коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой
меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано".
Кулачных бойцов, выдающихся по своей силе и боевым
качествам, народ называл "топтунами", "любителями", "героями", "надежа-бойцами",
"силачами", "богатырями", "удальцами", "знаменитыми бойцами", "первыми бойцами",
"знатоками", "излюбленными бойцами", "усилками", "отменными силачами",
"записными бойцами", "крепкими кулаками", "забойцами", "приказными богатырями",
"битками", "силачами-славутниками", "матерыми бойцами", "ломусами". Эти бойцы,
участвовавшие как в одиночных боях, так и на стенках, приобретали себе громкую
славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами.
Сценарий проведения состязаний по стеношному бою в
целом по России был одинаковым. Бой начинали дети, затем бились подростки и лишь
за тем взрослые мужчины.
Реконструкция кулачного боя "Стенка на стенку". Фестиваль
"Русский дух" г. Тамбов 1997 г.
В XVII - XVIII начинает формироваться новая школа
рукопашного боя. Этому способствует массовое заселение южных окраин земель
России. И поэтому, наверное, неслучайно, что именно Тамбовщина, на сегодняшний
день, стала общенациональным лидером в деле развития русских видов рукопашных
состязаний.
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что кулачные
бои будут жить на Руси!
http://hand-to-hand.ru/ie.php4?u=z6p2