Как воевали наши предки
«Я не видел людей с более совершенными телами, чем славяне.
Они подобны пальмам, белокуры, красивы лицом и телом».
Ибн-Фадлан,
арабский путешественник
Ключом к открытию тайн воинского духа, если не
мировоззрения, является познание образа жизни наших предков, их традиций и
культов.
Профессиональные навыки закладывались у будущего воина уже
в младенческом возрасте. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки».
«Дядьки» - определенная воинская структура попечительства, традиционная у
руссов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое
проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую
устойчивость молодого воина.
Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою
зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он
уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту задуматься и
представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего
перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и
разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.
По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша
превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему
вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина,
придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических
игрищах проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и
то, чему порой невозможно научиться - бесстрашие.
Игры в «царя горы» перерастали в стеношный бой, а далее уже
в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в
снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на
мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в
профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство - княжеская дружина.
Походы самих славян - явление довольно редкое. Зато
агрессия со стороны - практически постоянная. А исторически сложилось так, что
руссы были всегда вынуждены сражаться в меньшинстве. Профессиональное же войско
многочисленным и не должно быть.
Поэтому дружина была вынуждена использовать любое, даже
незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкли
вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства -
например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в
одиночку даже в полном окружении.
Для того, чтобы ее навязать численно превосходящему
противнику, необходимо было владеть особым атакующим боевым навыком, построенным
на высокой двигательной активности.
Такой тактикой боя и владели малочисленные, но крепкие
дружины руссов. Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а
порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич,
выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов.
Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско,
которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.
Про богатыря Рагдая вещает Никоновская летопись: «Яко
наезжаше сей на триста воин».
Евпатий Коловрат - «коло» означает круг, или вращающийся по
кругу - олицетворял своим умением технику боя воина-одиночки, внедрявшегося в
самую гущу врага и засекавшего всех, разбрасывая противников по кругу.
Воин, сражавшийся в одиночку, - это высшая степень
воинского мастерства, имеющая свое историческое имя - борсерк (более позднее имя
боярин, ярый богатырь). Для борсерка не имело значения на какое количество
врагов обрушить свои мечи. Как правило, он не держал щита, а предпочитал и
вторую руку занять оружием.
Как волк, бросающийся на свою добычу, борсерк набрасывался
на врагов, заставляя их чувствовать себя жертвой разъяренного воина. Одетый в
шкуры, он вводил себя в яростное состояние, вызывая в себе дикий рык, от
которого даже лошади неприятеля переставали повиноваться всадникам.
Из состояния ярости борсерк иной раз не мог выйти и после
того, как битва была окончена. Иногда ведро холодной воды выводило его из
шокового состояния. Но порой его приходилось держать на цепи, поскольку малейшее
раздражение вызывало взрыв ярости, и он становился опасным и для соплеменников.
Теперь же необходимо опуститься в изначалие, во времена
зарождения воинских культов.
Вероятно те, у кого постоянно было оружие - охотники - и
были родоначальниками профессиональных воинов. Когда возникала необходимость
защищать себя от назойливых соседей, оружие, предназначенное для охоты,
обращалось против агрессора. В это время возникает оружие, предназначенное
только для войны: меч и щит. Меч стоил дорого, и позволить себе иметь его мог
только знатный воин.
Система воинского воспитания основывалась на охотничьих
культах и вобрала в себя архаику уже сложившейся культуры. Основы бытия,
заложенные в язычестве, были сориентированы по природному ритму, они создавали
философское понимание духовного мира. Легенда о разделении огня на три части в
кузнице бога Сварога закладывает систему мировоззрения славянского Трибожия,
основанного на трех единицах измерения жизни.
Этот же принцип Триглава заложен в структуре засечного боя.
Для того, чтобы нанести любой удар, необходимо создать для этого определенный
запас энергии, который реализуется при ударе. Это замах. Чем больше масса и
ускорение, тем сильнее воздействие. С помощью разнообразной механики движения и
реализуется удар. Для того, чтобы он был энергоемким, при выполнении элемента
используется инерция, накопленная после нанесения предыдущего удара для
формирования базы следующего. Начало формирования или положение руки в ударе -
это Явь - одна сторона Триглава. Правь - это действие удара, точнее, - момент
его нанесения - середина Триглава. И наконец - инерционный выход из удара -
Навь, противоположная сторона Триглава. Она же является Явью для следующего
удара. Круг замкнулся. Понимание принципа разложения действия удара позволяет
построить разнообразную технику боя и откорректировать любой удар.
Триглав также корректирует и поведенческие нормы воина, что
создает опытного и даже мудрого бойца, а не машину уничтожения. Для того, чтобы
владеть боевой техникой на высоком уровне, необходимо, чтобы вашими действиями в
сражении руководил воинский дух, движимый Триглавом: Могу - Должен - Хочу. Где
«Могу» - отражение уровня вашей технической подготовки. «Хочу» - выражает
величину желания в достижении цели. А «Должен» - грань необходимости действия.
Доля сомнения - и победа отвернется от вас. А противник с жадностью присвоит ее
себе.
Таковы вкратце законы и поверья, на которые в незапамятные
времена опирался воинский быт наших предков.
http://www.infosport.ru/press/szr/05-0698/topic5.htm