К неолиту, то есть новому каменному веку, род утвердился
как общинно-кастовая структура. Охотники стали воинами, воины создали боевое
оружие. Кстати, связь воинов и охотников отчетливо просматривается в
традиционной вышивке. На мужских воинских рубашках в русской глубинке до XVIII -
XIX веков вышивались узоры из ветвистых рогов- символ охотничьих кланов. Однако
разделение по родам-кланам привело к появлению разных видов состязательного боя.
Но это разделение все-таки в большей степени зависело от другого важнейшего
фактора- эволюции религиозного сознания. К сожалению, по сей день это не
учитывается историками, а ведь религиозное сознание - мощнейший организатор
исторического бытия.
Легко убедиться (на основании данных археологии), что
культуры с единым уровнем развития производительных сил имеют совершенно
различную динамику развития, если одни имеют в основе религиозно-Политической
организации архаичный матриархальный культ с поклонением Матери-Земле, а другие
- культ Неба с поклонением Богу-Отцу. Именно здесь и происходит разделение
боевого искусства. Как уже говорилось, культ Земли предлагает мужскому началу
свой обожествленный Идеал - Тавра, быка. Это грубая физическая сила. Критерий
мужского достоинства прочно соединен с половым потенциалом, который, в свою
очередь, как правило, неразрывно связан с физической мощью. Матриархальное
направление язычества долго удерживалось у землеобработчиков. Это вполне понятно
- таинство прорастания семян, обильного всхода и богатого урожая подчиняло
сознание человека вере в женское, земное начало жизнеобеспечения. Воины
земледельческих родов были приверженцами культа быка. Основой их боевой
подготовки являлось развитие силы, а обрядовые поединки представляли собой
довольно грубую, силовую борьбу. Главная воинская символика земледельцев - рога.
Они имеют здесь особый, сакральный смысл. Не случайно боги земледельческого
культа рогаты. У славян к числу таких богов относятся Макошь, Волес, Переплут.
Но по мере расселения индоарийцев появлялся и культ
Небесных богов. Именно индоевропейцы первыми обожествили Небо, а соответственно
и мужское начало. Они поставили во главу пантеона Громовержца, обозначив его
лидерство исходным числительным: Перун (Первуна-Первун-Перва-Пирва - в переводе
с санскрита - "первый"); Один (сравни с индоевропейским числительным "один").
Имя греческого Зевса, правда, означает "светлое небо", однако его римский
прототип Юпитер назван так не случайно. Дело в том, что одноименная планета у
римлян была главной среди прочих небесных тел: громовержец Индра так же имеет
эпитеты лидера - "царь богов, царь вселенной".
Взаимоотношения небесных (нимбоносных) и земных
(рогоносных) богов известны нам больше по библейской версии. Рога постепенно
слились с демонической атрибутикой. Противоборству двух родовых систем богов
уделяет особое внимание каждая из родственных мифологий. У германцев это борьба
асов с ванами, у греков - олимпийцев с титанами. Показателен и
славяно-балтийский цикл противоборства Перуна и Волеса. Правда, много веков
спустя их соединили слова из Олегова договора с Царьградом, где дружинники и
ратники-земледельцы составляли одно войско. Помните: "И кляшися оружием своим, и
Перуном - богом своим, и Волесом - скотьим богом". По-моему, в основе этого
противоборства лежала эволюция религиозного сознания, проявившаяся в воцарении
Небесного культа, то есть смена матриархального общественного уклада
патриархальным.
С приходом небопоклонников утверждается и новая
идейно-политическая формация, взращенная в поведенческих нормах доисторического
человека. Неизвестно, на каких гранях человеческого сознания произошло
разделение силы, уничтожающей сопротивление противника и удара как поражающего
действия. Достоверно только, что они негласно противопоставлялись друг друга как
достижения различных кастовых систем.
Согласно, например, греческим анналам, кулачный бой исходит
от великана Амика, сына Посейдона и нимфы Мелии. Амик - вождь одного из
малоазиатских племен (бебриков) - был чрезвычайно агрессивен по отношению к
иноземцам, он их просто убивал ударом кулака. Впрочем, древние авторы
противоречат себе, ибо в противопоставление Амику ими же выдвигается герой
Полидевк - самый выдающийся древнегреческий кулачный боец, который убивает в
поединке великана (по другой версии - оставляет ему жизнь в обмен на обещание не
нарушать законов гостеприимства).
У греков отчетливо видно противопоставление силовой борьбы
как древней традиции Минойской (матриархальной) культуры с ее культом быка,
затем - Минотавра (она же существовала и в ахейский период греческой истории) и
кулачного боя дорийской культуры. На стыке культур родился новый вид боя -
панкратион. Не случайно его название переводится с греческого как "всевластный",
"всепобеждающий".
В период неолита на территории нашего Отечества появляется
ряд материальных культур - предшественниц собственно славянской истории.
Славянизм неразрывен с ними. Разрыв исторической нити как раз и порождает у нас
комплекс исторической неполноценности. Бронзовый век воплотился в могучих
государственно-племенных объединениях. Крупнейшим из них считают культуру
шнуровиков (названы так по опоясывающе-шнуровому узору на своих керамических
изделиях), или, как ее еще называют, - "культуру людей боевых топориков".
Культура эта охватила всю Центральную Европу. На территории нашей страны могучим
очагом шнуровиков явилась Трипольская культура.
Трипольское государство было объединением патриархального
типа с хорошо развитой технологией обработки металла. У трипольцев существовала
профессиональная армия, вооруженная копьями, боевыми топорами (модификацией
трипольской мотыги), луками и короткими мечами-акинаками. Войско было не только
пешим, но и конным, использовало боевые повозки. Трипольцы сливаются с
родственными культурами шнуровиков. К числу этих культур относятся: Комаровская,
Тростянец-кая, Унитицкая и другие. К северо-востоку от Москвы обосновался
обширный очаг шнуровиков, известный как Фатьяновская культура. Большинство
названий здесь объясняется частыми открытиями археологов все новых ответвлений
одной суперкультуры.
Период, о котором идет речь, - это рубеж III и II
тысячелетия до н. э. Военное ремесло бронзового века достигало промышленного
уровня. Достаточно сказать, что уже применялись специальные каменные плиты -
ровнятели стрел с выдолбленными ложбинами для придания стрелам улучшенных
аэродинамических свойств. Стрелы хорошо отцентровывались и поражали боевые
доспехи. "Значительно совершенствуется наступательное оружие, появляются
бронзовые шлемы, поножи, панцири - развитой доспех" (История Европы в восьми
томах. Т. 1, М., Наука, 1988). Эти свидетельства исключают правомерность
утверждений типа: "Боевой доспех появился на Руси не ранее XIII - IX веков!"
Именно у шнуровиков произошло разложение
землепоклоннического культа и связанная с этим религиозно-мировоззренческая
революция. Изменилось не только царствующее в обществе начало, но и погребальный
обряд. Казалось бы, что здесь такого? Но не будем забывать, что погребальный
обряд - это окно в иной мир, первый шаг в иное измерение, и от того, как
выглядит этот первый шаг, во многом зависит и само представление человека о
загробной жизни.
У шнуровиков появилось трупосожжение - обряд священной
кремации и насыпания кургана. Впрочем, первыми в культовой революции были люди
более древней культуры, так называемой "ямной". Она относится к самому началу
бронзового века. Изменения в древнем обществе свидетельствовали о развитии
религиозно-мировоззренческих форм язычества.
Наступила эра ведизма. Но развивались и архаичные формы
землепоклонничества. Человечество должно было пройти все ступени религиозного
самосознания. Ведизм - высшая из них. Культ быка по-прежнему оставался особо
почитаем.
"С глубокой древности в Европе был известен культ быка,
который сохраняется и в бронзовом веке. О нем свидетельствуют многочисленные
изображения человека-быка на петроглифах, рогатые шлемы и бронзовые рога -
ритуальные музыкальные инструменты огромных размеров. Их находят обычно парами,
они олицетворяют правый и левый рога быка. Другое свидетельство культа быка -
захоронение покойников на свежеснятых бычьих шкурах. Культ солнца - небесного
божества, влекомого лошадью в колеснице по голубым полям небес, -
индоевропейского происхождения. Символом солнца был золотой диск, окруженный
ореолом. Он найден в раде областей Европы в памятниках бронзового века..."
("История Европы").
Культ землепоклонничества и его мужская формация - скотий
бог Волес прочно связаны с Древней Русью. В народном, былинном эпосе Волес
воплотился в богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче. Нелишне упомянуть и этимологию
имени древнеславянского бога: ВОЛОТЬ - верхняя оконечность хлебного снопа с
колосьями (Курская губерния, в Вятской губернии - охапка сена); ВОЛОТКА - верх
снопа (Костромская губерния); ВОЛОТТЯ - колосья (Малороссийское); ВОЛОК -
косовица валков (термин, употребляемый повсеместно и сегодня); ВОЛ - основная
тягловая сила землепашцев, первое животное, одомашненное человеком специально
для обработки земли; ВЕЛЕС - распрядитель (Рязанская губерния); ВОЛОКИТА -
чесание льна; ВОЛЯ - ВОЛОСТЬ - ВЛАСТЬ - свободное землепользование в изначальном
смысле. Таким образом, Волес - бог родины, бог землепользования, связанный с
аграрными культами оседло проживающих племен. Как бог местопроживания и символ
мужского детородящёго начала, Волес наделен и охранными свойствами - в основном
оберегает урожай, благосостояние, скот. Поклонение Волесу-тавру обнаруживается
не только в природно-климатической зоне наиболее благоприятного
землепользования, но и на Севере. Так, культ Волеса был развит у фиино-угров -
древнейшее его святилище располагалось на острове Валаам на Ладоге. До XX века
сохранили память о языческом боге жителе деревень на речке Велесе, что
затерялась среди тверских чащоб. Известно святилище быка со времен бронзового
века у села Усатово, близ Одессы, и т. д. Кстати, первая буква всех европейских
алфавитов - А (египетско-финикийско-греко-латинская "алеф" - "альфа" - "бык")
обозначает перевернутую голову быка, то есть быка поверженного.
К эпохе энеолита (позднего неолита) культ быка-Волеса
преображается в новый тотемический символ-образ - в медведя. Наши рассуждения
нащупывают уже реальные очертания борцовского поединка. В основе состязания -
древнейший тотемический культ медведя. Поединок с привлечением его духа является
элементом так называемой аграрной магии. Смысл использования духа-охранника
заключался в том, чтобы оградить родовые поля от демонических сил, способных, по
поверьям землепоклонников, насылать неурожай либо голодных зверей, промышляющих
молодыми всходами.
Колдун рядится в шкуру медведя и под сопровождение ритмично
звучащих ударных инструментов выполняет обрядовый пляс-танец, вводя себя в
состояние транса. Так он призывает дух медведя. Духу "показывается" борцовский
поединок на подготовленном к посеву поле. Поединок символичен. Дух должен знать,
что его призывают для борьбы. Медвежья шкура в данном случае призвана обмануть
дух. Он должен перепутать шкуру с живым зверем, сам воплотиться в зверя и лишь
затем обнаруживать, что в действительности зверя-то и нет. И тогда дух как бы
остается неприкаянно блуждать по полю, являясь его оберегом.
Обряд обычно заканчивался сексуальным экстазом борцов и их
семяизвержением в землю, после чего самые древние старцы начинали засеивать
поле. Отголоском "медвежьего поля" стал весенне-пахотный обряд "комоедицы",
дошедший до XX века и известный в иных местах просто поя названием "медвежьей"
борьбы. Следы же наиболее древнего использования тотема землепоклонниками уходят
в энеолит и относятся к Волосовской культуре III - II тысячелетия до н. э.
Волосовцы, расселенные по всей Русской равнине, связывали культ медведя с
фаллическим началом, о чем свидетельствуют данные археологии (Крайнев Д. А. "О
религиозных представлениях племен Волосовской культуры." Сб. Древности славян и
руси. М., Наука, 1988, с. 38).
Что же в это время происходило у воинских племен? Изменение
религиозного культа и обряда захоронения создало новый мемориально-культовый
элемент- насыпной курган. С его появлением возникает и новый обряд - тризна.
Тризна - обряд чисто воинский, вообще ее в определенном смысле можно считать
наиболее древним видом массового состязания. По одной из гипотез, греческие
олимпийские игры первоначально являлись тризной по умершему герою Пелопу.
Погребение в древности всегда сопровождалось шумным действом. Здесь отразилась
идея борьбы с демоническими силами, способными в момент "отхода" души умершего
завладеть ею. На Руси языческая тризна просуществовала до XV века и была выжита
христианством.
Помимо двух самостоятельно развивающихся направлений
состязательного поединка - аграрно-магического (земледельческого) и воинского,
все отчетливее поступало и третье - общеродовое. Что это такое? Состязательный
поединок через игровые формы прививался детям и подросткам независимо от
родоплеменного происхождения. Борьба вообще физиологична как способ физического
развития молодого организма, способ, определенный самой природой. Вместе с тем
существуют и специфически обоснованные формы поединка, такие, как состязание за
невесту, восходящее ко времени зарождения парной семьи. Традиция дожила до нас в
таких танцах, как "барыня". В основе танца - брачное ухаживание. Кроме того,
состязательный поединок и сегодня служит для утверждения иерархии в подростковой
среде. Дети же, обращенные лицом к живой природе, подражая взрослым, испытывали
естественную тягу к лидерству, которое давали победы в поединках. Ведь в
древности победоносно сильный являлся безоговорочным критерием величия и
достоинства.
К общеродовой традиции следует отнести и "профессиональные"
состязания, например, перетягивание невода, преобразовавшееся впоследствии в
перетягивание каната. Оно из той же категории, что и борьба в седле у кочевников
или борьба в бадье с виноградом у виноделов древней Андалузии.
Таким образом, у славян имелось по меньшей мере три
самостоятельных направления развития поединка. Это воинская традиция,
землепашеская и общеродовая. От трех корней и пошла многообразная русская
борьба.
http://istina.rin.ru/fight/text/2331-2.html