Медвежья борьба
Медвежья борьба - древнейшее направление состязательного
поединка славян. Ей присущи разные способы самовыражения. Нельзя сказать, что
это единообразный, исторически сложившийся стиль. Начиналась она с ритуального
поединка борцов на родовом поле, поединка, призванного отогнать демонов бабки
Лихо-неудибицы от посева. Неурожай обрекал племя на голодную смерть- теперь
понятно, какое значение придавалось обрядовому поединку. С помощью амулетов и
символов дух-оберег притягивался к полю. Здесь отражение идеи - мир сущ как
противоборство. Даже столь гуманное и благообразное проявление человеческого
бытия, как земледелие, сопряжено с борьбой. Борьба с засухой, мором, частыми
дождями и водостоем на полях, с разорением урожая птицами и зверями. Способность
к борьбе равнозначна жизнеспособности! Для женского же начала жизнеспособность
всегда будет определяться потенциалом деторождения. И понятия эти не подменны
ничем, в том числе и идеей христианской жертвенности, несопротивляемости...
Следующим шагом медвежьей борьбы была имитация агрессивного
поведения зверя, его повадок и манер. Таким образом в борьбу пришел разлапистый,
предварительно оглушающий противника удар. Он обеспечивал последующее
беспрепятственное приложение силы, необходимое для полного "ломания" или
сшибания противника. Безусловно, подобная тактика трудноприемлема для
условно-состязательного поединка, однако весьма результативна и почитаема у
народа. Впрочем, существовала и состязательная форма, без которой не обходился
впоследствии ни один крупный праздник. Ее часто называли борьбой "в крест",
благодаря форме предварительного обязательного захвата. Форма эта прижилась
благодаря влиянию состязательной культуры завоевателей-монголов, однако никогда
не пользовалась популярностью в среде русского профессионального поборчества, у
мастеров "охотницкого" боя. И именно вследствие ограниченности своих
возможностей, опирающихся исключительно на физическую силу борцов, этот вид
состязания назывался по-разному, например, "в охапку". Небезынтересно и
сформировавшееся в профессиональной среде борцов мнение о малодостойности чисто
силовой борьбы. До сих пор ведь существует взгляд на русскую борьбу как на
столкновение двух звероподобных силачей, состязающихся по принципу "кто кого
удавит".
Более редкая форма поединка - столкновение с самим зверем.
Редкая не только потому, что ставила борца на грань гибели, но и по причине
изменения религиозного самосознания русских. Дело в том, что по представлениям
языческого духопоклонничества (тотемизма) дух убитого в поединке зверя
подчиняется духу человека, усиливая его и защищая от нападок демонических сил.
Форма этого поединка стала популярной ярмарочной забавой, правда, уже с
дрессированным медведем. На смену языческому духопоклонничеству еще задолго до
христианства пришли иные религиозные формы язычества, хотя идеей медведя-оберега
не побрезговал когда-то сам Владимир-креститель.
Впрочем, медвежий ритуал сохранился в России до XX века,
например, "Комоедицы" - традиционный поединок, посвященный одному из атрибутов
весны - отходу медведя от зимней спячки.
http://istina.rin.ru/fight/text/2335.html