Два культа
Вполне пригодна для развития борьбы и другая социальная
среда - крестьянская, землепашеская и скотоводческая. Впрочем, о ее пригодности
и рассуждать не приходится, ибо земледельцы - основные и древнейшие соперники
воинов в деле развития состязательного поединка. Правда здесь все наоборот. Если
у воинов спортивной состязательностью движет все-таки практическая
обусловленность, то есть утилитарность, то у земледельцев поединок всегда
ритуального происхождения. Кроме того, если воины в своих утехах ищут кратчайший
и наименее трудоемкий путь к победе, другими словами, весьма экономно используют
физическую силу, необходимую для многочасового боя, то земледельцы, напротив,
отдают предпочтение силовой борьбе, выставляя напоказ физическую мощь. Это
продиктовано необходимостью демонстрировать жизнеспособность, объединенную с
первейшей идеей земледельческих культов - священнодейством деторождения.
Вообще, отношения между двумя упомянутыми культами
складывались далеко не благополучно. Дело здесь в идеологии, породившей не
только обрядовую культуру, но я могучие мировые цивилизации. В столкновении
оказались два основополагающих начала жизни: мужское (Небо) и женское (Земля).
Спор, естественно, шел за первичность.
Славянские племена в основной массе своей были
земледельческими. Потому и актуальна эта тема для славянского мира. Согласно
Прокопию Кесарийскому (VI в.) "Эти племена, славяне и анты... считают, что
только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в
жертву быков и совершают другие священные обряды". Стало быть, уже в VI веке
славянский мир разделился по признаку религиозного поклонения. И четыре столетия
спустя воинство Вещего Олега скрепило договор с Царьградом именами двух, в
прошлом противоборствующих богов - Перуна и Волеса, создателя молний,
громовержца, владыки небесного и тавро-быка, матриархального землевладыки.
Идеологический конфликт не обошел и славянский мир, но, похоже, разрешился
бескровно. Однако далеко не везде в мире он проходил гладко. В восточном
Средиземноморье, скажем, из-за подобного конфликта рухнула Минойская
цивилизация. Примерно в то же время по другую сторону Средиземноморья египетским
фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном) проводилась крупнейшая реформа египетского
язычества, равная по своему потенциалу созданию христианства. Почитавшегося до
этого бога Амона, не только сливающегося с Небом, но также и единого в трех
ипостасях с богиней неба и богом Луны, заменили единым воплощенным богом Солнца
Атоном. Примерно в то же самое время в землях опять же прилегающих к
Средиземноморью древние евреи изложили свою точку зрения на происхождение Мира и
вехи его становления. Изложили, как и положено, языком мифологии, известной
всему миру как Библия. В ней столкновение земного и небесного культа
опосредовано ни больше ни меньше, как через взаимоотношения бога-Творца и
дьявола. Напомню, что рогатые божества вовсе не тождественны демоническим силам,
как это принято считать. Рога здесь от главного символа матриархата - Быка.
Русский героический эпос далеко не всегда, кстати, выражал
идеи небопочитания. Иногда в былинах доставалось и воинам - носителям культа
громовержца. Так, в былине "Микула Селянинович" за образом волшебного
богатыря-пахаря (посраго) и женского (лунного). С земледельческим культом часто
связывались названия звезд и созвездий. Например, Косари (Орион). Однако
существовали названия и иного толка. Так, Плеяды были известны в Древней Руси и
как Стожары, и как Купка или Груда. Вспашет поле и засеет его зубами дракона
(зубы, как и когти, волосы, кости,- традиционный тотемический амулет). Ясон
выполнил задание, но из зубов выросли свирепые и безжалостные воины. Так что
земледельческий культ не совсем безобиден. Не будем забывать и о том, что
"воинство Земли" воплотилось еще в таком страшном явлении, как тюркоязычное
кочевье.
Земледельческая направленность боевого искусства теснейшим
образом связана с обрядом, его символами, идеей, атрибутикой. Географически зоны
поклонения Громовержцу отходили на юг и охватывали Поднепровье, районы Днестра,
а на западе - Вислу, Водру (Одр), Спрею (Шпрее) и Лабу (Эльбу). Северные славяне
активно поклонялись Волесу. Вообще весь регион от Валдая до Невоморя (Ладоги)
подчинялся языческим культам Макоши - главного женского божества у славян- и
Волеса. Влияние Волеса, как это ни удивительно, чувствуется даже сейчас, после
стольких веков христианства, едва только вы попадаете на землю тверскую. Особо
ощутима стихия языческого Волеса в древнейшем центре поклонения ему, на острове
Вала (Валаам).
Культ Волеса воплощался в обожествлении, а точнее,
фетишизации образа медведя. Возможно, это самый большой парадокс "хозяина
земли". Даже на святочных масках украинских сел воловий лик, а чаще козлиный,
соединяется у ряженых с медвежьей мордой. Поклонение медведю-Прародителю,
медведю-Хозяину уходит своими корнями еще в каменный век. Здесь отразился
процесс языческого боготворчества- от шаманского фетиша к родоплеменному
монотеизму. Вместе с тем медведь-батюшка всегда останется для землепоклонников
охранной силой, оберегом. В данное качество обращен, безусловно, дух зверя.
Именно с духом проводят свои манипуляции шаманы, к духу обращаются и сами
земледельцы-ратники.
http://istina.rin.ru/fight/text/2334.html