О способах боя Древней Руси никаких документальных сведений
не существует. Единственные упоминания о кулачных боях - постановления церковных
соборов типа: "Да изгнаны будут от сынов божьих церквей ... а случайно убитые в
этих боях будут прокляты сей век и будущий".
Древняя Русь
О способах боя Древней Руси никаких документальных сведений
не существует. Единственные упоминания о кулачных боях - постановления церковных
соборов типа: "Да изгнаны будут от сынов божьих церквей ... а случайно убитые в
этих боях будут прокляты сей век и будущий".
Впрочем, кое-что можно сказать на основе новгородских былин
(окончательное оформление былинного цикла относится к XV веку). Новгород даже в
средневековье сохранил многие черты, присущие именно Древней Руси. В том, что в
былинах названо "боем кулачным", применяются борцовские броски, дубинки,
кистени, иногда даже ножи. Характерной особенностью новгородского кулачного боя
было использование специальных дубинок - прямых шестов-посохов длиной свыше
одного метра. После присоединения Новгорода к Московской Руси патриарх Никон,
закрепляя позиции, в 1652 году велел сжечь новгородские дубинки для кулачных
боев. Это был политический жест, окончательно раздавливающий остатки
новгородских свобод, и без того окончательно угасающих после запрета веча.
Средневековье
Бедность и расплывчатость источников крайне затрудняет
понимание деталей единоборств российского средневековья. Поэтому говоря даже о
позднесредневековых российских единоборствах, приходится прибегать к
свидетельствам иноземцев. Безусловно, самое обширное и достоверное описание
России первой трети XVI века оставил Сигизмунд (Зигмунд) Герберштейн, посол
императора Максимилиана. Австрийский посол знал толк в воинских искусствах
своего времени и мог судить о них компетентно. Что же он пишет?
"Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по
праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и
слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит
здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в
рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой
яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными
способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят
оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается на
месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую
похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для
того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары".
Удары ногой в грудь и даже лицо нельзя назвать "высокими",
так как, судя по контексту, наносят их уже сбитому наземь противнику: на этот
счет никаких запретов не существует. Указаний на четко оформленную "стенку" нет:
бой этот скорее "толпный", чем "стеношный". Вероятно, в XVI веке стеночники
легче смешивали ряды. Такой бой, безусловно, требует силы, мужества, умения
держать удары и терпеть боль. Но вот требует ли он подлинного искусства?
Сомнительно... Недаром, хвалят самого выносливого, а не самого ловкого.
Оставил Герберштейн и подробные описания разных вариантов
"дуэлей" в рамках "Божьего суда", в том числе и тех, которые не сводились к
чисто фехтовальной схватке, превращаясь в рукопашный бой без всяких правил, на
уничтожение противника. В этих описаниях звучат те же нотки. Должным образом
оценив силу и телесную крепость российских профессиональных бойцов - а тогда на
"Божий суд" выходили почти исключительно наемные профессионалы, - австрийский
посланник словно вздыхает: вот бы к этой силе и храбрости еще добавить бы
подлинную школу... Во всяком случае, европейским бойцам (и фехтовальщикам, и "рукопашникам")
он не советует на таких поединках пытаться "пересиливать" московитов: гораздо
рациональнее сперва уйти в оборону, дать схлынуть первому яростному натиску, а
там уже воспользоваться превосходством техники и недостаточностью защитных
приемов российского единоборства...
Сходные выводы можно сделать и из записей царских
секретарей 30-40-х годов XVII века. В этот период отмечено увлечение государя
разными показательными поединками, проводившимися пред его очами. Наряду с
россиянами в них участвуют "военспецы" из Немецкой слободы. Судя по тому, что
награды-призы иноземцам за фехтовальные поединки заметно ценнее, чем
присуждаемые соотечественникам, можно сделать вывод, что их бои производили на
царя большее впечатление. А Алексея Михайловича ведь никак нельзя обвинить в
"низкопоклонничестве перед Западом"...
XVIII век
Восемнадцатый век дает возможность познакомиться с
описаниями кулачных боев, сделанными уже самими россиянами. По-прежнему
виртуозность их весьма относительна, а правила - очень жестоки. Ставшее в конце
XVIII века пословицей правило "лежачего не бьют" впервые сформулировано в
полицейском указе от 1726 года: "...Чтобы увечного бою не было б и кто упадет,
лежащих никого не били б". Большинство кулачных бойцов восприняли этот указ как
покушение на свои священные права, и прошли десятилетия, прежде чем он хоть
изредка стал соблюдаться.
Стеночные бойцы довольно часто пускали в ход нож, кистень
или короткую дубинку (что, конечно, было нарушением этики кулачного боя, но
нарушением привычным и постоянным). В таких случаях противнику удавалось
отбиться, только если он заранее припасал аналогичное оружие. Эффективное
сопротивление голыми руками почти исключалось. Даже "вкладышей" или "заначек" -
укрытых в рукавице либо зажатых в кулаке утяжелителей типа медных монет,
свинцовых пуль (в том же указе от 1726 года говорится об использовании в этих
целях ядер для малокалиберных фальконетов, весивших сотни граммов) или железных
стержней, - как правило, хватало, чтобы создать значительное превосходство в
силе и опыте. Даль в своем "Толковом словаре" приводил приемы использования
кистеней в стеночных схватках, утверждая, что к вооруженному таким образом
человеку "нет подступа в кулачном бою".
Из этого напрашиваются два вывода. Значит, еще во времена
Даля (или, по крайней мере, в недавнем для него прошлом) стеночные бои
проводились не только на кулаках. Кроме того, кистень в опытных руках - оружие,
конечно, грозное, однако именно против него возможна масса контрприемов -
гораздо больше, чем против того же ножа. И если уж ни при каких обстоятельствах
"подступа нет" - значит, нет и надежных навыков работы против оружия.
Одиночные поединки вне "стеночных" порядков уже существуют,
но они более характерны для борьбы, чем для кулачного боя. В таких поединках
участвуют все сословия, вплоть до высших слоев дворянства, и поддаваться
родовитым противникам не принято. В кулачных боях одиночные схватки служат в
основном дополнением "стенки", когда наиболее опытные кулачных дел мастера
меряются силами до начала общего сражения. Удар наносится, помимо костяшек
кулака, его нижней частью (при размахе сверху) и внутренней (при движении руки
сбоку). Подбивы и зацепы ног сохраняются и в кулачном бою, и в борьбе. Арсенал
их очень ограничен, но все равно умение проводить хотя бы некоторые подсечки
считается верхом совершенства, доступным не каждому бойцу. Также не каждому
доступна высокая меткость удара. По-прежнему главными "действующими факторами"
остаются мускульная сила и выносливость.
Новое время
Каковы были поздние формы российского кулачного боя? Помимо
обычных боев "стенка на стенку" существуют менее организованные схватки
небольшими группами без четкой структуры (по принципу: каждый сам за себя). Это
- "свалочный бой" (или же "сцеплялка"). Имеют место и чистые поединки - "сам на
сам".
В XIX-XX веках все виды единоборств Российской империи
перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с
международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского
бокса, и даже дзюдзюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго
сохранялась в чистом виде: например, греко-римская борьба. Она пользовалась в
России невероятной популярность. Правда, часто мы недооцениваем показушный
характер этого единоборства. Известно, например, что когда самый знаменитый из
борцов, "чемпион чемпионов" И.М.Поддубный в 1923 году решил "тряхнуть стариной"
и принять участие в спартакиаде, он был буквально шокирован тем, что теперь,
оказывается, все приемы проводятся всерьез!
Бокс как "чистое" единоборство (а не как компонент
рукопашного боя) появился в России в 90-х годах XIX века. Как ни странно,
практически никто из знаменитых боксеров дореволюционного периода, по-видимому,
не прошел через увлечение стеночным боем. Единственное исключение - татарин Нур
Алимов, взявший себе боксерский псевдоним Кара-Малай.
XX век: начало
Рукопашному бою в дореволюционной армии систематически не
обучали - даже в "спецподразделениях" (туда, правда, набирали бойцов, кое-что
освоивших "частным образом"). В советское время массовая подготовка рукопашников
тоже большей частью осталась на бумаге, но кое-что изменилось.
Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии
существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с
противостоянием вооруженному противнику. В обязательную программу тогдашних
предшественников коммандос входил так называемый "вольный бой" (он же - "бой
невооруженных"), схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный
против вооруженного ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без
оружия штыковому бойцу. Контрприемы против оружия с длинным клинком (сабли,
шашки) и револьвера не изучались Не потому, что это была редкость - приемы
против архаичной в 30-х годах пики полагалось знать. Просто считалось, что
"ширпотребовская" подготовка защиту от этих видов оружия все равно не обеспечит.
1920-е годы ознаменовались всплеском интереса к комплексным
боевым искусствам. Но, хотя далеко не все они находились под полным контролем
НКВД, для того периода уже не характерна и полная бесконтрольность: инструкторы
обычно принадлежали к числу сотрудников Наркомата внутренних дел и учиться у них
мог не каждый желающий. Постепенно происходило "засекречивание" наиболее
эффективных систем рукопашного боя. Как раз в то время юридическая практика
начала активно преследовать граждан за "превышение пределов самозащиты". Боевые
приемы теперь можно было осваивать только "для служебного пользования".
Одна из фигур того времени - Нил Николаевич Ознобишин
(ударение на втором слоге). Он родился в дворянской семье, но стал артистом
цирка. С цирком он объездил много стран, это дало ему возможность изучить много
иностранных языков и стать свидетелем знаменитых боксерских матчей (он был
большим любителем бокса). В 1915 году он принял участие в первом чемпионате
Москвы по боксу. В 1918-1926 году - тренировал солдат Красной Армии. В 1930 году
издательство НКВД РСФСР опубликовало его книгу "Искусство рукопашного боя". В
результате ложного обвинения в 1941 году он был арестован и сослан на 5 лет в
Казахстан. О дальнейшей его судьбе сведений нет.
Об Иване Лаврентьевиче Солоневиче сведений очень мало,
родился он судя по всему в 1880-х. Первая и единственная заметная публикация,
раскрывающая принципы его школы, относится к 1928 году. Это - иллюстрированная
методика "Самооборона и нападения без оружия". Основная техника захватов и
бросков была перенята у так называемой "вольно-американской борьбы" (в то время
- один из вариантов кэтча, а не современная вольная борьба). В отличие от
Ознобишина, оценившего удары английского бокса, включившего их в свою методику,
но недооценивавшего возможности по-настоящему сильных ударов кулаком, Солоневич
рекомендует применять именно "силовые" удары, а также боксерские нырки и уклоны.
Зато с французским боксом Солоневич в отличие от Ознобишина был знаком лишь
понаслышке. Однако в любом случае, ему удалось создать вполне приличную школу,
пригодную для прикладного использования. По некоторым косвенным данным, в 1930-х
годах И.Л.Солоневичу удалось покинуть СССР (бежал из концлагеря в Архангельской
области и перешел советско-финскую границу) и он стал активной фигурой
эмигрантского общества. Один из основоположников "народного монархизма", автор
нескольких книг (в частности, "Белая империя"). Умер в начале 40-х.
http://istina.rin.ru/fight/text/2405-1.html