Шедевром национального ремесла называют ученые меч первой
половины XI века, у которого бронзовая рукоять украшена замечательным
растительным узором, рельефно выделенным на черненом фоне. Целое Мировое Древо
со стволом, ветвями и листьями цветет на его рукояти...
Носили мечи в ножнах, которые делались из кожи и дерева. В
погребениях от них остаются только фигурные металлические наконечники.
Зарубежные ученые пишут даже о влиянии русского производства наконечников ножен
на скандинавское: во всяком случае, со второй половины X века в орнаменте
наконечников ножен у мечей викингов, для которых ранее были характерны
изображения животных, все чаще появляется растительный узор, перенятый на Руси.
Насколько можно судить по материалам погребений, ножны с
мечом располагали не только у пояса, но и за спиной, так, чтобы рукоять торчала
над правым плечом. Подобный способ ношения был распространен в X веке во многих
странах Европы, что нетрудно понять, если вспомнить о тяжести и метровой длине
клинка и о том, насколько подвижен должен быть воин. Плечевую портупею охотно
использовали всадники (заметим, что "портупея" - французское слово, означающее
буквально "перевязь для меня").
В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно
изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI - начале XII века мечи
становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в
IX-X веках половину ширины клинка, в XI-XII веках занимает лишь треть, чтобы в
XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. В XII-XIII веках, по мере усиления
воинского доспеха, клинок снова вытягивается в длину (до 120 см) и утяжеляется
(до 2 кг). Становится длиннее и рукоять: так появились на свет двуручные мечи.
Мечами XII-XIII веков по-прежнему большей частью рубили, но ими можно было и
колоть. Такой удар впервые упоминается в летописи под 1255 годом.
Меч, пожалуй, наиболее мифологизированное оружие. Наши
предки-язычники придавали особое значение железу - этот металл, относительно
новый и очень важный для человечества, считался подарком Богов. Сходные легенды
о железе распространены у многих народов: из-за этого некоторые ученые пришли
даже к выводу, будто древние люди сперва познакомились с метеоритным железом, а
руду обнаружили позже. Мастер-кузнец, связанный со стихиями огня и железа, по
всему миру предстает помощником и побратимом светлых Богов. Он выручает их из
беды, кует им оружие, помогает одолеть страшного Змея. Священная сила кузнеца
распространяется и на изделия его рук: любой железный предмет является оберегом,
защитой от нечисти, вот почему мы по сей день хватаемся за железо, "чтобы не
сглазить".
Разумеется, могущество подобного оберега тем больше, чем
больше труда и вдохновения вложил в него мастер. Мы уже видели, что
приготовление качественного металла и ковка клинка требовали массу времени, сил
и искусства. К тому же необходимой частью "технологического процесса" были
молитвы, заговоры и заклинания: работа кузнеца, впрочем как и любого
ремесленника древности, оказывалась своего рода священнодействием (заметим, что,
по мнению некоторых исследователей, размеренно произносимые заговоры и молитвы
еще и помогали поддерживать нужный ритм технологического процесса). Изготовление
новой вещи, в особенности сложной, означало для древнего человека участие в
Сотворении Мира - дело, требовавшее помощи свыше. Наше выражение "работать с
душой" - лишь бледное отражение того, о чем говорилось выше.
Понятно, что меч, родившийся при таких обстоятельствах,
никак не мог быть "просто железкой". Это было живое, и возможно даже разумное
существо. Более того, меч был своего рода личностью. Между мечом и его
хозяином-воином возникала таинственная связь; нельзя сказать однозначно, кто кем
владел. А если учесть, что во многих языках слово "меч" женского рода,
становится ясно, что меч зачастую был для воина не только другом, но и подругой.
К мечу обращались по имени. Меч легендарного короля Артура
звался Экскалибур. Мечи короля Карла Великого и его рыцаря Роланда носили
женские имена: Жуайез ("Радостная") и Дюрандаль. Были имена у мечей викингов:
Хвитинг, Тюрвинг, Атвейг и другие. Нет причин сомневаться, что и славянские
воины нарекали свои клинки торжественными и грозными именами. Жаль только, эти
имена до нас не дошли. Может быть, славяне считали их слишком священными и редко
произносили вслух? А может быть, летописцы, работавшие в христианских
монастырях, сочли этот обычай языческим и оттого о нем умолчали?
Вера в священную силу мечей ощущается и в легендах о
происхождении многих знаменитых клинков. Иные мечи считались прямым подарком
Богов. Могущественные силы вручают их воинам: так, Экскалибур, согласно
сказанию, был передан юному Артуру сверхъестественной рукой, воздетой из озера.
Когда земной путь Артура приблизился к концу, та же рука унесла меч обратно в
пучину... Отважные герои скандинавских саг нередко добывают свои мечи из древних
курганов, порою выдерживая нелегкий поединок с призраком погребенного. А о том,
при каких обстоятельствах обретали свои мечи-кладенцы русские богатыри, можно
прочитать в любом сборнике сказок.
Не забудем все же, что сказка - тот же миф, только
утративший значение "священной истории". Каким бы путем ни достался меч герою
сказания, эта встреча никогда не бывает случайной. Не только воин подбирает себе
добрый меч, но и меч ищет владельца под стать. Никогда священное оружие не
отдаст себя в недостойные, нечистые руки. Обладание чудесным мечом зачастую уже
означает избранничество героя. Будущий король Артур вырос в безвестности, вдали
от столицы. Он доказал свое право на трон, сумев вытащить меч, неведомо кем
воткнутый в камень. Заколдованное оружие покорилось только ему. Кстати, по
некоторым вариантам легенды, меч был вонзен в наковальню, что снова выводит нас
на чародея-кузнеца.
Избрав себе хозяина, меч верно служит ему до смертного
часа. Или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели, если
не хуже. Скандинавский вождь Гейрред не знал поражений, пока не запятнал себя
нарушением закона гостеприимства. И тотчас выпал у него из руки любимый клинок,
и Гейрред "умер без всякой славы, напоровшись грудью на острие"...
Если верить сказаниям, мечи древних героев сами собой
выпрыгивали из ножен и задорно звенели, предвидя сражение. Любопытный эпизод
сохранила для нас скандинавская сага. Один человек слишком долго медлил с местью
за убитого родича. Тогда жена этого человека потихоньку подрезала ножны его меча
таким образом, чтобы меч то и дело вываливался наружу. Муж нисколько не
удивился, увидев, как меч "побуждает" его к отмщению.
Иные мечи "запрещали" владельцам обнажать их без достойного
повода; но будучи вынуты, "отказывались" возвращаться в ножны, не отведав
вражеской крови. Они жалобно стонали и покрывались кровавой росой, если
другу-хозяину суждено было погибнуть. Меч мог и отомстить за погибшего. Когда
пал великий Кухулин, любимый герой ирландских легенд, вражеский вождь подошел
срубить ему голову. Тогда меч Кухулина вдруг выскользнул из мертвой ладони и
отсек руку врага...
Во многих воинских погребениях рядом с человеком лежит его
меч. И нередко оказывается, что меч - мы помним, это живое существо - перед
похоронами "убивали": старались согнуть, сломать пополам. Однако бывало и так,
что меч "отказывался" уходить в курган, предвидя встречу с новым героем и новые
славные подвиги.
В начале этой главы уже говорилось о том, что мечи
появляются в славянских погребениях с конца IX века. Ученые пишут: это отнюдь не
значит, что до тех пор славяне не знали мечей. Скорее всего, в более ранние
времена еще сильна была традиция, согласно которой меч не мог являться личным
имуществом: это было наследие рода, передававшееся от отцов к сыновьям. Как
положить его в могилу?
Наши предки клялись своими мечами: предполагалось, что
справедливый меч не станет слушаться клятвопреступника, а то и покарает его.
Западноевропейские рыцари, молясь накануне сражения, втыкали в землю свои мечи с
крестообразными рукоятями и преклоняли перед ними колена.
Мечам доверяли вершить "Божий суд" - судебный поединок,
которым, согласно тогдашнему "уголовному кодексу", порою оканчивалось
разбирательство. Происходило подобное и у древних славян, судебный поединок
назывался у них "поле". И можно представить, с какими чувствами выходил подлец и
обманщик на "Божий суд" против оклеветанного им человека, предчувствуя, как
возмущенный меч вот-вот задрожит и вывернется из преступной руки, а то и
переломится от первого же удара. Ведь его, меч, только что клали перед изваянием
Перуна и заклинали именем грозного и справедливого Бога: "Не дай совершиться
неправде!"
Сознание правоты придает силы и порою выводит нас из
безнадежных, казалось бы, ситуаций. А в древности за справедливость сражался не
только сам человек, но и его меч, наделенный разумом и нравственным чувством...
Герою одной из славянских легенд довелось изобличить
собственную мать в гнусной измене: злая женщина надумала погубить сына-богатыря
и погубила бы, не выручи его любимая девушка. Потрясенный злодейством, богатырь
тем не менее отказался поднять руку на мать. "Рассуди нас", - сказал он мечу и
бросил его высоко в небо. Преступница-мать подскочила к сыну и прижалась как
можно теснее, но все напрасно: справедливый меч поразил ее насмерть...
Надо упомянуть и еще об одном обычае. Знаменитые мечи во
все времена отличались не только великолепным клинком, но и богато отделанной
рукоятью. Чаще всего в этом видят лишь стремление к красоте да тщеславие воина
плюс желание мастера изготовить и выгодно продать драгоценное оружие. Все это
так, хотя ученые доказывают, что богатый наряд воина и дорогое оружие
представляло собой скорее дополнительный вызов врагу: "Попробуй-ка отними, коли
не боишься".
Однако в первую очередь драгоценные украшения были...
своего рода подарками мечу за верную службу, знаками любви и благодарности
хозяина. Вот сколько удивительного и таинственного можно рассказать о мече. А
ведь здесь упомянуты лишь немногие свойства из тех, что ему приписывались.
Отнюдь не случайно даже персонажи современных "космических" боевиков,
путешествующие на звездолетах, очень часто решают смертельный спор не на
бластерах, а... на вполне средневековых мечах. Причем меч положительного героя
почти наверняка какой-нибудь "особенный". Что поделаешь - никуда нам не деться
от исторической памяти, более того - от глубинной памяти мифа.
У тех, кто носил мечи, был совсем другой закон жизни и
смерти, другие отношения с Богами, чем у обычных мирных людей... Ученые
упоминают и о любопытной иерархии разных видов оружия, существовавшей, к
примеру, у древних германцев. Лук в ней стоит на самом последнем месте. Оно и
понятно, ведь застрелить врага можно из укрытия, не подходя к нему близко и не
подвергаясь опасности. А на самой высшей ступени - меч, спутник истинных воинов,
исполненных мужества и воинской чести.
http://paganism.ru/a-armour.htm