На территории нашей страны мечи появляются в погребениях
древних славян с конца IX века. Первые научно зафиксированные находки их были
сделаны в 70-х годах XIX столетия, когда археологи успели уже хорошо изучить
мечи, открытые в Скандинавии, в основном - в Норвегии. Наши мечи оказались очень
похожи на них и характерной формой клинка, и видом рукояти. Не являлось, правда,
секретом, что скандинавы не были изобретателями тяжелого рубящего меча: по
отзывам зарубежных ученых, культура, породившая их, была не более скандинавской,
чем славянской. Этот тип меча сформировался к VIII веку в Западной и Средней
Европе: специалистам удалось проследить предшествовавшие стадии его развития.
Тем не менее, российские находки с завидным упорством
объявлялись сплошь скандинавскими по происхождению. В исторической науке XIX
века господствовал норманизм - теория, согласно которой викинги были
"завоевателями и колонизаторами славянской равнины", принесшими в "дикие" земли
все приметы цивилизации. В соответствии с такими воззрениями лучшую часть мечей
безоговорочно признавали "импортом из Швеции" и лишь скверным или необычным
экземплярам отводили роль неумелых "туземных" подражаний. При этом совершенно не
принимали в расчет, что на "славянской равнине" обитали не дикари, а талантливый
и гордый народ, обладатель мощной культуры, за которой, как и у всех соседних
племен, стояли века традиций - воинских и ремесленных.
Время и научные исследования, к счастью, расставили все по
местам. Выяснилось, что и викинги нас не завоевывали, и наши кузнецы-оружейники
в своих мастерских создавали не жалкие подражания, а настоящие шедевры.
Современные ученые подразделяют мечи IX-XI веков, найденные
на территории Древней Руси, почти на два десятка типов с подтипами. Однако
различия между ними сводятся в основном к вариациям в размерах и форме рукояти,
клинки же практически однотипны. Средняя длина клинка составляла около 95 см.
Известен только один "богатырский" меч длиной 126 см, но это - исключение. Его в
самом деле нашли вместе с останками человека, обладавшего статью богатыря.
Ширина клинка у рукояти достигала 7 см, к концу он плавно
сужался. Посередине клинка проходил "дол" - широкое продольное углубление. В
художественной литературе, желая подчеркнуть "свирепость" эпохи, дол иногда
называют "желобком для стекания крови". На самом же деле он служил для
некоторого облегчения меча, который весил около 1,5 кг. Толщина меча в области
дола была около 2,5 мм, по сторонам дола - до 6 мм. Однако выделка металла была
такова, что это не влияло на прочность клинка.
Особое внимание хочется обратить на закругленный кончик
меча. В IX-XI веках меч был чисто рубящим оружием и для колющих ударов вовсе не
предназначался. Об этом иногда забывают авторы, которые заставляют своих героев,
викингов или славян, сплошь и рядом пронзать кого-то мечами. Если это и делали,
то большей частью в безвыходной ситуации, когда отчаяние придает сил. Между
прочим, таким образом воины иногда совершали самоубийство, смывая невыносимый
позор. "Он воткнул рукоятку меча в лед и навалился на острие", - рассказывает
скандинавская сага...
Как же изготавливали наши предки клинки своих мечей,
которые в X веке вывозились на Восток и там пользовались исключительной
популярностью, поскольку их, по словам мусульманского автора тех времен, можно
было "сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение"?
Говоря о холодном оружии из высококачественной стали, мы
привычно оглядываемся на арабский Восток. Всем знакомы слова "булат" и
"дамасская сталь". Однако в эпоху викингов, о которой здесь в основном
говорится, исламские мечи не ввозили в Европу, ибо они значительно уступали
местным по качеству. Замечательную сталь делали несколько дальше, в Персии и
Индии. Как пишут историки, название древнего царства Пулуади, занимавшего часть
территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древнейших времен
выделывали железо, дало персидское слово "пулад" (сталь), которое в устах наших
предков и превратилось в "булат".
Слово "булат" слышали все, но далеко не все знают, что же
это такое. Вообще сталь - это сплав железа с другими элементами, в основном с
углеродом. Булат - сорт стали, издревле славившийся удивительными свойствами,
трудно сочетаемыми в одном веществе. Булатный клинок был способен, не тупясь,
рубить железо и даже сталь: это подразумевает высокую твердость. В то же время
он не ломался, даже будучи согнут в кольцо.
Как выяснили ученые-металлурги, противоречивые свойства
булата объясняются высоким (более одного процента) содержанием углерода и в
особенности его неоднородным распределением в металле. Достигалось это путем
медленного охлаждения расплава железа с минералом графитом - природным
источником чистого углерода. Клинок, выкованный из полученного металла,
подвергали травлению, и на его поверхности проявлялся характерный узор -
волнисто извивающиеся, прихотливые светлые полоски по темному фону. Фон
получался темно-серым, золотисто- или красновато-бурым и черным. По мнению
некоторых языковедов, именно этому темному фону мы и обязаны древнерусским
синонимом булата - словом "харалуг": его сопоставляют с тюркским "кара-лук" -
"черная сталь". Другие ученые, впрочем, приводят название афганского племени (карлук,
харлук, харлуж), которое славилось изготовлением стальных клинков.
Булатный узор бывал белым или светло-серым, матовым или
блестящим. Булат с черным фоном считался более хрупким, знатоки предпочитали
золотисто-бурый. Различались сорта булата и по виду узора. Крупный (признак
высшего качества) узор достигал 10-12 мм, меньше ценился средний - 4-6 мм, еще
меньше - мелкий, 1-2 мм.
Играл свою роль и рисунок узора. "Полосатый" состоял из
прямых, почти параллельных линий: такой булат считался низкосортным. Когда среди
линий попадались изогнутые, булат стоил дороже и назывался "струйчатым". Еще
лучше был "волнистый" узор из сплошных изогнутых линий. Если они сплетались в
пряди, это был "сетчатый" узор, ценившийся очень высоко. Но всех лучше был
"коленчатый" булат. Узор на таком клинке располагался прядями, как на
"сетчатом", только в виде поперечных поясков-"коленец", повторявшихся по всей
длине клинка.
На высших сортах персидских и индийских булатов отчетливо
виден белый "коленчатый" узор - повторяющиеся грозди, клубки, мотки и пряди
волокон по темно-бурому с золотистым отливом фону. Когда же рисунок узора
напоминал человеческую фигуру - мечу поистине не было цены.
По отзывам среднеазиатских авторов X-XI веков, литая
булатная сталь боялась лишь одного - лютых северных морозов, делавших ее
хрупкой. Так или иначе, подобных мечей той эпохи в Европе не найдено ни одного.
Однако булат с похожими свойствами делали и здесь. Только не литой, а
"сварочный".
Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода,
западноевропейские и славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали,
складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз
проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали
"гармошкой", резали вдоль, проковывали еще раз и так далее. Получались полосы
красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления
характерного рисунка "елочкой". Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно
тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи
согнуты вдвое.
Часто полосы сварочного булата ("Дамаска") составляли
основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: ее
предварительно подвергали так называемой цементации - нагреванию в присутствии
углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твердость. Подобный меч
вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило,
делали из стали или железа более низких сортов. Перерубали они и клинки мечей,
изготовленных менее тщательно.
Специалисты подчеркивают, что сварка железа и стали -
сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от
кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в
IX-XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только "умели
изготавливать простые железные предметы", как полагали норманисты.
В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного
в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время
считали "бесспорно скандинавским", поскольку на рукояти просматриваются узоры в
виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней
Скандинавии XI века. Правда, скандинавские ученые обращали внимание на некоторые
особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но
когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем
неожиданно проступили четкие кириллические буквы: "Людота коваль". В науке
разразилась сенсация: "бесспорно скандинавский" меч оказался сделан у нас, на
Руси.
Любопытно, что покупателю тех времен, вознамерившемуся
приобрести клинок настоящего (то есть литого) или сварочного булата, приходилось
опасаться подделки. Техника, о которой выше рассказывалась, очень сложная и,
естественно, дорогая. Хороший булатный меч покупали за равное по весу количество
золота и не жаловались на дороговизну: он того стоил. Ничего удивительного, что
жуликоватые ремесленники иной раз пускались на хитрость: делали основу меча из
простого железа и покрывали с двух сторон тонкими пластинками булата. Чтобы не
обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от
легкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем
лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривленным после того,
как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч
должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую
ткань, брошенную на лезвие. В Западной Европе еще пускали комок непряденой
шерсти плыть по течению речки на подставленный клинок - сложнейшее испытание для
меча.
Не всякий воин обладал мечом - это было в первую очередь
оружие профессионала. Но и не каждый обладатель меча мог похвастаться
великолепным и чудовищно дорогим "харалужным" клинком. У большинства мечи были
попроще. Скандинавская сага рассказывает о викинге, которому туго пришлось в бою
из-за того, что его меч все время гнулся: чуть не после каждого удара
приходилось выправлять его, наступая ногой. Различия в способах изготовления
разных по качеству мечей прослеживаются и археологически: во все времена
существовал как "штучный товар", так и "ширпотреб".
У одних мечей стальные лезвия приварены к основе из
простого железа. У других при стальных лезвиях основа состоит из трех полос -
двух железных и стальной. У третьих и лезвия, и основа стальные, разного
качества. У четвертых - стальная основа сделана из нескольких пластин. У пятых -
весь клинок из одного куска железа, впоследствии цементированного.
"Каких-либо технологических трудностей и секретов в
производстве клинков мечей, неизвестных русскому кузнецу-оружейнику, не было", -
с законной гордостью утверждает современный ученый, автор большой специальной
работы о технике металлообработки в Древней Руси.
Рукояти древних мечей, как легко убедиться, богато и
разнообразно отделаны. Мастера умело и с большим вкусом сочетали благородные и
цветные металлы - бронзу, медь, латунь, золото и серебро - с рельефным узором,
эмалью и чернью. Особенно любили наши предки замысловатый растительный узор.
http://paganism.ru/a-armour.htm