|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Мискин Р.В. 'Неистовые берсерки' - История - Русские стилиИздревле суровые волны Свияжского моря омывали холодные балтийские берега, неся с собою то ясные погожие дни, то дождливые ветреные ненастья, перераставшие в неутихающий шторм. Но еще страшнее морских бурь для прибрежных жителей был кошмар, который приносил с собою северный ветер из Скандинавии. И когда на пенистых гребнях волн показывались змееглавые ладьи и рогатые шлемы жестоких пришельцев, все население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, в панике и спешке бросалось в леса в надежде на спасение. Безжалостных рыжебородых чужаков на Руси называли варягами, в Европе - норманнами, сами же они именовали себя викингами. Размах опустошительных походов северных варваров поражает воображение и сейчас, спустя почти тысячу лет, - на востоке они проложили знаменитый путь "из варяг в греки", дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков были причастны к судьбам Киевской Руси и Византии. На западе викинги еще с VIII в. заселили Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега, а с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг до Средиземного моря, но также и вглубь европейских земель, разорив Лондон (787г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.). Норманны захватывали целые вотчины, не уступавшие иной раз по размерам владениям многих монархов - на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда они совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. В 865-879 гг. викинги отвоевали север Британии, в результате чего Альфреду Великому, королю Уэссекса, пришлось заключить с норманнами договор о так называемой "области датского права", или Денло (англ. Dan-law), куда вошли земли Восточной Англии, Мерсии и Нортумбрии. Держа в постоянном страхе население европейских городов, варяги удостоились чести быть упомянутыми даже в молитвах: "Боже, избавь нас от норманнов!". Но сколь велико было бы удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!". Берсерками в скандинавских сагах называли воинов особого рода, которые обычно открывали сражение и отличались неустрашимостью и отвагой. Характернейшей чертой их была одержимость в бою и в припадке бешенства один или два берсерка были способны разогнать вооруженный отряд в несколько десятков человек - безумие удесятеряло силы. Дойдя до состояния исступления, берсерк бросался в битву, разрывая на себе кольчугу и, побросав наземь оружие, крушил врагов порой лишь голыми руками, сея ужас и панику вокруг себя. Если в руках у него был щит, то он вгрызался в его край зубами, повергая враа в оцепенение. Снорри Стурлусон, автор знаменитой "Младшей Эдды", сборника древнеисландских мифических сказаний, связывает безумие берсерков с заклятиями верховного скандинавского божества Одина (Вотана), владыки чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество отправляются души эйнхериев - воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение богов. Своими чарами Один мог сделать так, что в бою недруги его воинства становились глухими и слепыми или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинка. "Сага об Инглингах" описывает берсерков так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...". Связь берсерков с культом Одина находит и другие подтверждения. Корень имени Вотан происходит от слова wut, что означает "неистовство, исступление, одержимость" и как нельзя лучше характеризует верховного бога скандинавского пантеона. Согласно мифам Один, дабы познать волшебные таинства древних рун, совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости - Игг("страшный"), Херьян("воинствующий"), Хникар("сеятель раздоров"), Бельверк("злодей"). Под стать своему небесному владыке и прозвища берсерков, давших обет бесстрашия "властелину гнева" - таков, например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, т.е. Безумец. Некоторые аспекты культа Одина и мотивы одержимости берсерков подводят к мысли о шаманской практике, имевшей в своем арсенале не только всевозможные ритуальные действа, но и различные галлюциногенные препараты. Народы Крайнего Севера, такие как тунгусы, ламуты или камчадалы, вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, который шаманы слизывали с ладони и впадали в транс. Ближайшими соседями норманнов по Скандинавскому полуострову и поныне являются лапландцы (саами) - народ, в культурном плане близкий самоедским племенам. Вполне возможно, что практику использования препаратов из мухомора скандинавы переняли от лапландских шаманов, тем более, что в ряде исландских и норвежских саг обнаружены указания на то, что берсерки перед битвой дышали парами мухоморного отвара. И действительно, поведение берсерков в бою напоминает состояние опьянения наркотическим зельем: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и хооду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что "…викинги падают на землю от усталости, а не от ран." Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872г., когда берсерки после победы повалились на берег и проспали более суток мертвым сном. Еще одним ключом к разгадке феномена берсерков является мотив оборотничества - ведь само слово berserkr (от др.-исл. bersi - медведь, serk - сорочка, рубашка) и переводится либо как "медвежья шкура", либо как "воплотившийся в медведя". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя, считавшееся сакральным, никогда не произносилось вслух и заменялось табуизированными иносказаниями типа "медведь" (т.е. ведающий, знающий вкус меда) у славян, или "бурый" (нем.bar, англ. bear) у германцев. В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно для устрашения противника носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю. Рука об руку с понятием берсерка стоит в летописях и слово ulfhedhinn, т.е. "волчья шкура", воин-волк. Скандинавские источники утверждают, что berserkir и ulfhedhnar действовали как по одному, так и небольшими группами. Историки подчеркивали их неуязвимость, свирепость, отсутствие моральных норм поведения и пристрастие к оргиям. Фактически берсерки, сближаясь с немецкими вервольфами, приводят нас вновь к образу Одина, властителя "дикой охоты" оборотней в полнолуние. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом - таков, например, Беовульф (др.-англ. "медведеволк"), герой одноименного английского эпоса, имевшего, впрочем, позитивную характеристику. Однако, подобно берсеркам, он также бросался в бой без доспехов и разил чудовищ лишь голыми руками. А в "Песне о Харбарде" из "Старшей Эдды " есть такие примечательные строки: "Тор [сказал]: "Я жен берсерков… разил, они извели волшбою народ." Харбард [сказал]: "Вот дело позорное - жен истреблять." Тор [сказал]: "То были волчицы, а вовсе не жены…" Интересен намек на то, что жены берсерков также были оборотнями и владели колдовскими чарами. В скандинавских верованиях до сих пор представляют ведьм в образе ночных наездниц на волках, которых называли варгами (др.- исл. vargr "волк-изгой"). Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели, в конце концов, к полному переосмыслению образов берсерка и викинга. Уже с XIв. эти слова сближаются по смыслу и приобретают только негативный оттенок, причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В "Саге о Ватнсдале" рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну берсеркам. Описание их дано вполне в традиционном духе - они творят насилие и произвол, гневливость их не знает границ, они лают и рычат, вгрызаясь в край своего щита, ходят по раскаленным углям босыми ногами. По совету новоприбывшего епископа одержимых злыми духами отпугивают огнем и забивают насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что "…железо не уязвляет берсерков." В других же текстах отмечалось, что окрещенный берсерк также навсегда утрачивал способность перевоплощаться. Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием - они врывались в поселения, убивали местных жителей, делали дороги недоступными для путников. И право древней Скандинавии поставило кровожадных безумцев вне закона, вменив в обязанность каждому гражданину убивать берсерков... Никому неизвестно, где и когда погиб последний берсерк, а вместе с ним ушла безвозвратно и седая языческая древность. О былой славе викингов ныне напоминают разве что героические саги да замшелые рунические камни, рассеянные по склонам холмов. Но кто знает, что скрывается в загадочной нордической душе - быть может, в ее недоступных глубинах все еще тлеют воинственные угли предков, способные вновь превратить добродушных и медлительных скандинавов во властителей гнева, в неистовых берсерков. Примечания: 1) Свияжское ( устар.) - Балтийское море; 2) норманн - букв. "человек севера"; 3) викинг - букв. "изгой"; 4) Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия - англосаксонские королевства периода Семицарствия; 5) вервольф - букв. "человек-волк", т.е. оборотень. http://www.buza.ru/text.php?cat_id=1&text_id=6
|
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|