Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Мискин Р.В. 'Неистовые берсерки' - История - Русские стили

Издревле суровые волны Свияжского моря омывали холодные балтийские берега, неся с собою то ясные погожие дни, то дождливые ветреные ненастья, перераставшие в неутихающий шторм. Но еще страшнее морских бурь для прибрежных жителей был кошмар, который приносил с собою северный ветер из Скандинавии. И когда на пенистых гребнях волн показывались змееглавые ладьи и рогатые шлемы жестоких пришельцев, все население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, в панике и спешке бросалось в леса в надежде на спасение.

Безжалостных рыжебородых чужаков на Руси называли варягами, в Европе - норманнами, сами же они именовали себя викингами. Размах опустошительных походов северных варваров поражает воображение и сейчас, спустя почти тысячу лет, - на востоке они проложили знаменитый путь "из варяг в греки", дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков были причастны к судьбам Киевской Руси и Византии. На западе викинги еще с VIII в. заселили Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега, а с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг до Средиземного моря, но также и вглубь европейских земель, разорив Лондон (787г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.). Норманны захватывали целые вотчины, не уступавшие иной раз по размерам владениям многих монархов - на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда они совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. В 865-879 гг. викинги отвоевали север Британии, в результате чего Альфреду Великому, королю Уэссекса, пришлось заключить с норманнами договор о так называемой "области датского права", или Денло (англ. Dan-law), куда вошли земли Восточной Англии, Мерсии и Нортумбрии. Держа в постоянном страхе население европейских городов, варяги удостоились чести быть упомянутыми даже в молитвах: "Боже, избавь нас от норманнов!". Но сколь велико было бы удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!".

Берсерками в скандинавских сагах называли воинов особого рода, которые обычно открывали сражение и отличались неустрашимостью и отвагой. Характернейшей чертой их была одержимость в бою и в припадке бешенства один или два берсерка были способны разогнать вооруженный отряд в несколько десятков человек - безумие удесятеряло силы. Дойдя до состояния исступления, берсерк бросался в битву, разрывая на себе кольчугу и, побросав наземь оружие, крушил врагов порой лишь голыми руками, сея ужас и панику вокруг себя. Если в руках у него был щит, то он вгрызался в его край зубами, повергая враа в оцепенение.

Снорри Стурлусон, автор знаменитой "Младшей Эдды", сборника древнеисландских мифических сказаний, связывает безумие берсерков с заклятиями верховного скандинавского божества Одина (Вотана), владыки чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество отправляются души эйнхериев - воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение богов. Своими чарами Один мог сделать так, что в бою недруги его воинства становились глухими и слепыми или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинка. "Сага об Инглингах" описывает берсерков так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...".

Связь берсерков с культом Одина находит и другие подтверждения. Корень имени Вотан происходит от слова wut, что означает "неистовство, исступление, одержимость" и как нельзя лучше характеризует верховного бога скандинавского пантеона. Согласно мифам Один, дабы познать волшебные таинства древних рун, совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости - Игг("страшный"), Херьян("воинствующий"), Хникар("сеятель раздоров"), Бельверк("злодей"). Под стать своему небесному владыке и прозвища берсерков, давших обет бесстрашия "властелину гнева" - таков, например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, т.е. Безумец.

Некоторые аспекты культа Одина и мотивы одержимости берсерков подводят к мысли о шаманской практике, имевшей в своем арсенале не только всевозможные ритуальные действа, но и различные галлюциногенные препараты. Народы Крайнего Севера, такие как тунгусы, ламуты или камчадалы, вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, который шаманы слизывали с ладони и впадали в транс. Ближайшими соседями норманнов по Скандинавскому полуострову и поныне являются лапландцы (саами) - народ, в культурном плане близкий самоедским племенам. Вполне возможно, что практику использования препаратов из мухомора скандинавы переняли от лапландских шаманов, тем более, что в ряде исландских и норвежских саг обнаружены указания на то, что берсерки перед битвой дышали парами мухоморного отвара. И действительно, поведение берсерков в бою напоминает состояние опьянения наркотическим зельем: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и хооду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что "…викинги падают на землю от усталости, а не от ран." Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872г., когда берсерки после победы повалились на берег и проспали более суток мертвым сном.

Еще одним ключом к разгадке феномена берсерков является мотив оборотничества - ведь само слово berserkr (от др.-исл. bersi - медведь, serk - сорочка, рубашка) и переводится либо как "медвежья шкура", либо как "воплотившийся в медведя". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя, считавшееся сакральным, никогда не произносилось вслух и заменялось табуизированными иносказаниями типа "медведь" (т.е. ведающий, знающий вкус меда) у славян, или "бурый" (нем.bar, англ. bear) у германцев. В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно для устрашения противника носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю.

Рука об руку с понятием берсерка стоит в летописях и слово ulfhedhinn, т.е. "волчья шкура", воин-волк. Скандинавские источники утверждают, что berserkir и ulfhedhnar действовали как по одному, так и небольшими группами. Историки подчеркивали их неуязвимость, свирепость, отсутствие моральных норм поведения и пристрастие к оргиям. Фактически берсерки, сближаясь с немецкими вервольфами, приводят нас вновь к образу Одина, властителя "дикой охоты" оборотней в полнолуние. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом - таков, например, Беовульф (др.-англ. "медведеволк"), герой одноименного английского эпоса, имевшего, впрочем, позитивную характеристику. Однако, подобно берсеркам, он также бросался в бой без доспехов и разил чудовищ лишь голыми руками. А в "Песне о Харбарде" из "Старшей Эдды " есть такие примечательные строки:

"Тор [сказал]:

           "Я жен берсерков… разил,

           они извели

           волшбою народ."

     Харбард [сказал]:

           "Вот дело позорное -

           жен истреблять."

     Тор [сказал]:

           "То были волчицы,

           а вовсе не жены…"

Интересен намек на то, что жены берсерков также были оборотнями и владели колдовскими чарами. В скандинавских верованиях до сих пор представляют ведьм в образе ночных наездниц на волках, которых называли варгами (др.- исл. vargr "волк-изгой").

Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели, в конце концов, к полному переосмыслению образов берсерка и викинга. Уже с XIв. эти слова сближаются по смыслу и приобретают только негативный оттенок, причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В "Саге о Ватнсдале" рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну берсеркам. Описание их дано вполне в традиционном духе - они творят насилие и произвол, гневливость их не знает границ, они лают и рычат, вгрызаясь в край своего щита, ходят по раскаленным углям босыми ногами. По совету новоприбывшего епископа одержимых злыми духами отпугивают огнем и забивают насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что "…железо не уязвляет берсерков." В других же текстах отмечалось, что окрещенный берсерк также навсегда утрачивал способность перевоплощаться.

Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием - они врывались в поселения, убивали местных жителей, делали дороги недоступными для путников. И право древней Скандинавии поставило кровожадных безумцев вне закона, вменив в обязанность каждому гражданину убивать берсерков...

Никому неизвестно, где и когда погиб последний берсерк, а вместе с ним ушла безвозвратно и седая языческая древность. О былой славе викингов ныне напоминают разве что героические саги да замшелые рунические камни, рассеянные по склонам холмов. Но кто знает, что скрывается в загадочной нордической душе - быть может, в ее недоступных глубинах все еще тлеют воинственные угли предков, способные вновь превратить добродушных и медлительных скандинавов во властителей гнева, в неистовых берсерков.

Примечания:

1) Свияжское ( устар.) - Балтийское море;

     2) норманн - букв. "человек севера";

     3) викинг - букв. "изгой";

     4) Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия - англосаксонские королевства периода Семицарствия;

     5) вервольф - букв. "человек-волк", т.е. оборотень.

http://www.buza.ru/text.php?cat_id=1&text_id=6

 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)