Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Потрепалов А. 'Драка в-на грудки' - История - Русские стили

От составителя

     Единственная моя заслуга в обнародовании данного материала состоит в том, что я вынес на свет Божий не только опубликованную в ж. "Русский стиль" (№1/1999) статью незаслуженно забытого сибирского исследователя Андрея Потрепалова, но и дополнил ее так и не изданными материалами по драке "в-на грудки". Эти материалы были высланы мне в качестве приложений к письмам в 1997-98 гг. - Андрей собирался их опубликовать, но журнал, увы, так и не возобновил свою деятельность. А переписка с Потрепаловым по независящим от меня причинам прервалась спустя год. Из этих рукописей я не составлял никакой компиляции, а просто дополнил ими уже опубликованный текст - без купюр, сокращений, редактуры и т.д. Единственная вольность, которую я себе позволил в обнародовании данного материала, состоит в том, что я как филолог исправил пунктуационные ошибки. Именно поэтому в аутентичном тексте автора и встречаются некоторые повторы. Иными словами - перед вами интереснейший материал практически неосвещенной сибирской традиции кулачного боя таков, каким он был в авторской редакции. Я лишь за что купил - за то и продаю.

Мискин Р.В.

"Как вырос сын Ильи,

При встрече с ворогом

В-на грудки с ним дрался

И честной победы добивался"

Издревле на Руси наиболее радикальным способом разрешения споров и конфликтов было единоборство, поединок, бой один на один - лицом к лицу или "в-на грудки" ("нагрудную").

"Сойтись, сразиться нагрудную" - прямо, открыто, грудь с грудью, врукопашную; "пойти на грудки" - грудь на грудь (Даль "Толковый словарь живого великорусского языка").

Среди простого люда такой поединок представлял собой обычную рукопашную драку, которая имела общие принципы по всей территории нашего Отечества: от Европейской части до Забайкалья. Эти принципы достаточно четко можно выделить и описать с высокой степенью исторической достоверности.

Начало драки обычно характеризовалось особым рядом почти ритуальных действий, символизирующих внешнюю агрессивность - супротивники хватали друг друга "за воротки", ругались, толкались в плечи, в грудь. Это называлось "лезть на грудки" (лезть в драку).

Затем начиналась сама драка. Обязательно следовало заходить только спереди, лицом к лицу ("в-на грудки", "на грудки" - драться лицом к лицу. - Элиасов Л.Е. "Словарь русских слов Забайкалья", 1980). Со стороны спины нападать было нельзя. Несмотря на все ожесточенные драки, удар в спину считался бесчестьем: "Драться надо только нагрудки, со стороны спины только трусы нападают - учил своего сына Илья Муромец" (Элиасов).

Техника драки была немногосложна, но достаточно эффективна даже для наших дней. "Самая обыкновенная русская драка была кулачная: противники старались всегда нанести один другому удары или прямо в лицо, или в детородные органы" (Костомаров Н.И. "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа", 1860). Удары сочетались подчас со сковывающими захватами, обычно за одежду. Например, одной рукой хватали "за грудки", а другой наносили удар (или даже серию ударов) кулаком в лицо. Захваты играли роль фиксации противника (чтобы удобно было наносить ему удары) и в некоторой степени наоборот - защиты от ударов (сковывая его руки).

Ведь специальной защитной техники (блоков) русские мужики не знали и в драке действовали по принципу: "кто кого забьет", поэтому их манера боя сильно отличалась от современных спортивных единоборств, во многом условных, с перерывами и раундами, победой "по очкам". Структура драки была иной - бой велся вплотную и непрерывно, что называется "плотным боем" (вероятно, в обоих значениях). Обычно драка велась, ёпока один из бойцов не сбивал ударом другого с ног, но бывало, что бой переходил в схватку на земле, которая имела мало общего с борьбой в партере. Положить противника на лопатки было мало, обычно побеждал тот, кто, оказавшись сверху, садился на противника и, одной рукой фиксируя его, второй бил (кстати, подобную тактику можно увидеть и сейчас во время популярных "боев без правил").

Важным моментом драки "в-на грудки" было особое психологическое состояние, в которое входили бойцы. Тот, кто не смог войти в это состояние, обычно сразу же проигрывал. Этот "боевой транс" определял даже направление взгляда соперников: "Дрались они на грудки не заглядывая друг другу в глаза" (Элиасов).

Один из ключевых моментов традиции - символика традиционной одежды и влияние ее на поведение бойца. "Грудь", душа нараспашку - распахнутый ворот рубахи. Одновременно это было обозначением душевного состояния участника традиции, которое, в свою очередь, определяло его поведение. Это состояние удали, ухарства, молодечества, столь необходимое для участия и в праздничном разгуле, и в обрядовом бое на кулаках.

Отсюда, вероятно, и пошло общеупотребительное значение выражения "Душа нараспашку", понимаемое как некая бесшабашность, открытость и широта Души, которая всегда считалась одной из главных черт русского народа.

В распахнутом вороте рубахи был и свой изначальный сакральный смысл, ныне почти забытый - ведь он обнажал верхнюю часть груди и ямочку на шее между ключиц, или "душу" по народной терминологии (Словарь русских старожильческих говоров Средней части бассейна р.Оби. - Томск, 1975).

В повседневной жизни строго предписывалось иметь закрытый, "глухой" ворот рубахи, чтобы оберечь "душу" от злых сил, от сглаза. Открыть "душу" - это значит снять магическую защиту этого уязвимого места, перейти в иную грань бытия. Вероятно, это отголосок того, что у славян были представления о жизненно важных центрах человеческого организма.

"Душа нараспашку" - это способ выйти за рамки обыденности. Традиционными нормами морали это допускалось во время праздничных гуляний, когда обычно и происходили кулачные состязания и просто рукопашные драки.

В чрезвычайной ситуации способ обнажения "души" мог быть более радикальным - рубаха на груди рвалась сильным резким рывком. Существовал и самый крайний вариант - обнажение торса по пояс: вещь, совершенно не допустимая в повседневной жизни. Это был символ обреченности, готовности к смерти, будь то приготовление к казни или неравный бой "насмерть", когда назад пути уже не было.

Промежуточный вариант - снятие пояса с рубахи, который, как и ворот, был древним личным оберегом. До сих пор выражение "распоясался" обозначает переход через установленные моральные рамки и ограничения…

Ритуально-состязательной разновидностью традиции был мужской обрядовый пляс, переходящий в бой на кулаках один на один ("сам на сам"). Элементы, составляющие этот пляс:

     - притопывание ногами;

     - похлопывание себя ладонями по груди и бедрам;

     - чередующиеся движения руками внутрь-наружу ("запахивание - распахивание").

Ключевое положение - "нараспашку": "сам нараспашку - ноги вразмашку".

Движения в плясе были строго не регламентированы, по сути, это была свободная импровизация в рамках традиции без жестких канонов.

Сам кулачный поединок носил ритуально-состязательный характер, т.е. без целевой установки на реальное поражение противника. Главное - была демонстрация окружающим своей жизненной силы, удали и молодечества. Задачей пляса было как раз введение себя в это особое психическое состояние задора и удали, настройка на сам бой.

Прикладной вариант боя "в-на грудки" не имел принципиальных отличий в своей основе. Это была одна традиция и строилась она на общей схеме движений, на общих принципах перехода в иное состояние сознания.

Способ обнажения "души" мог быть более радикальным - в экстремальной ситуации резким рывком порвать рубаху на груди. Обрядовый пляс замещало еле заметное покачивающее движение, которое настраивало тело на бой. После этого боец входил в особый "боевой транс". Этот транс определял даже направление взгляда в поединке: "дрались они на грудки, не заглядывая друг другу в глаза" (из воспоминаний очевидца).

Техника и тактика боя были более экономичными, без расходования лишней энергии: поражение противника за минимальное время минимальным объемом технических действий.

Во время рукопашной схватки боец полностью вписывался в движения противника (за счет сближения вплотную и интуитивного "подключения" к нему), так что создавалось впечатление, что тот натыкается на удары сам…

http://www.buza.ru/text.php?cat_id=1&text_id=55

 

 

 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)