Подготовка спортсменов высокого
класса — это многогранный и многолетний процесс обучения, воспитания и
совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Это своеобразная программа
подготовки по разделам и годам, которая позволяет своевременно и в нужном объеме
предложить занимающимся необходимый материал.
Ниже показана примерная схема
поэтапной многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Из нее видно, что
подготовка в дзюдо — это многоэтажное здание, сложенное от фундамента до крыши
из отдельных кирпичиков с определенной последовательностью по конкретной схеме.
Это многолетний институт дзюдо, на каждом году которого по любому разделу тренер
должен иметь подробный план. Пока это просто свободные ячейки, в которые
специалистам необходимо заложить соответствующую информацию, систематизировать
ее, и предложить тренерам для практического использования.
Верхняя горизонтальная часть
схемы имеет возрастно-этапную градацию, основанную на возрастных особенностях
человека и ряде социальных факторов. Психологами замечено, что человеческая
жизнь протекает по возрастным этапам. Они называют их периодами плавного и
резкого изменения личности (кризисы), когда личность переходит на качественно
новую ступень. В нашей жизни эти и другие периоды обусловлены еще и некоторыми
социальными факторами. 15 лет — окончание девяти классов, выбор профессии, учеба
в специальных учебных заведениях. 17 лет — окончание средней школы, еще один
период выбора, переоценка взглядов на занятия спортом и т. д. 20 лет —
демобилизация из рядов Советской Армии, начало самостоятельной жизни, пересмотр
отношения к занятиям спортом, возрастное изменение мотивации и т. д.
Исходя из всего этого,
определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий,
уровень спортивной подготовки.
10—12 лет — этап предварительной
подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники
дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других
мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от
условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более
раннем возрасте.
12—15 лет — этап начального
изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо,
которая может преподаваться в виде поясов.
15—17 лет — этап углубленного
изучения техники дзюдо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической
техники, закладывается база технической подготовки и т. д.
17—20 лет — этап спортивного
совершенствования. Идет совершенствование индивидуального мастерства с широким
применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо
подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты.
Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин.
20—22 года — этап наибольшей
готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то
спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить
норматив мастера спорта международного класса.
Дальнейшая спортивная судьба
спортсмена, его стабильность и долголетие зависят от правильного и рационального
использования его возможностей.
Вертикальная часть схемы состоит
из трех разделов:
1. Планирование и контроль
спортивной деятельности. В этом разделе предусмотрена четкая постановка целей,
определение задач, поэтапно дается характеристика периодизации года,
определяется среднегодовой и недельный объем нагрузки, планируется процентное
отношение средств ОФП и СП, определяется процент интенсивной работы, планируется
количество тренировочных дней и часов, предусматривается план микроцикла по
периодам года, определяются поэтапные контрольные нормативы, отражающие все
стороны подготовки спортсмена.
2. Раздел тактико-технической
подготовки. В него входят техническая и тактическая подготовка,
морально-волевая, психологическая, теоретическая, общефизическая. Этот раздел
предусматривает освоение простейших навыков боевого раздела с целью усиления
интереса и приобретения двигательной базы. Наряду с другими направлениями в
подготовке в этом разделе планируются оздоровительные мероприятия, а также
восстановление и реабилитация спортсмена после нагрузок.
3. Раздел развития физических
качеств и функциональной подготовки. Здесь планируется год, период, средства,
методы для направленного развития ловкости, гибкости, силы, скорости, силовой и
скоростной выносливости. В связи с огромным влиянием функциональной подготовки
на проявление всех остальных сторон подготовки в этом разделе планируется
развитие основных путей энергообеспечения — аэробный, лактатный, смешанный и
алактатный.
На страницах данной книги
предлагается материал и все то, что с ним связано для заполнения первых пяти
клеток технической подготовки, а также в общих чертах раскрываются направления
дальнейшего совершенствования.
Если в дальнейшем по каждому из
разделов и направлению в подготовке специалистами будут разработаны детальные
программы с рекомендациями по их использованию, мы получим комплексную программу
многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Создав теоретическую
платформу в виде такой программы и увязав ее с вопросами организации подготовки
с учетом реальных практических возможностей, проведя ряд способствующих этому
мероприятий, мы сможем получить стройную систему подготовки спортсменов высокого
класса.
Необходимо только помнить о том,
что полный смысл слова «система» — определенный порядок в расположении и связи
частей в действиях.