(главы из
книги Г. П. Пархомовича «Основы классического дзюдо. Учебно-методическое
пособие для тренеров и спортсменов»)
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству
подготовки спортсменов высокого класса. Дальнейшее совершенствование системы
подготовки может происходить в трех направлениях:
1)
улучшение организации учебно-тренировочного процесса исходя из ряда социальных
факторов;
2)
повышение физических и функциональных кондиций спортсменов;
3)
оптимизация методики воспитания, обучения и совершенствования технического
мастерства спортсменов.
Так,
доктор педагогических наук Н. Г. Озолин в книге "Современная система спортивной
тренировки" пишет: "Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно
сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс
воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей
спортсменов. Процесс, составными частями которого является также гигиенический
режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия,
организация и др., непрерывно связанные между собой на основании определенных
принципов, правил и положений" (М., ФиС, 1970).
В нашей
стране ученые и тренеры-практики уделяют большое внимание развитию и
совершенствованию системы подготовки в борьбе. В Советском Союзе в период с 1940
по 1983 г. защищены 2 докторские и 114 кандидатских диссертаций по проблематике
спортивной борьбы. По этому показателю спортивная борьба занимает пятое место
среди других видов спорта. Тематика этих работ самая разная.
В 38
диссертациях исследователи уделили внимание вопросам технико-тактической
подготовки, в шести диссертациях рассмотрены взаимосвязи между
технико-тактической и физической подготовкой, в четырех-пути оптимизации
применения технико-тактических действий.
Вопросы
построения тренировочного процесса изучались в девяти диссертациях,
медико-биологические проблемы и вопросы психологии рассматривались в 20
диссертациях, а проблемы физической подготовки борцов и формирование отдельных
физических качеств - в 20 диссертациях.
Общие
проблемы методики обучения и многолетней подготовки борцов изучались в шести
диссертациях (статистические данные взяты из книги "Спортивная борьба" под
редакцией доктора педагогических наук Г. С. Туманяна.-Москва: ФиС, 1985).
Возможно,
среди этих работ есть материалы, посвященные проблемам дзюдо. Статистических
данных о работах по вопросам дзюдо нет.
Кроме
этого, о борьбе написано большое количество книг и, в частности, о дзюдо.
В отличие
от диссертации, в которой всесторонне исследуется относительно узкая проблема, в
книгах авторы пытаются изложить подготовку спортсмена от новичка до мастера
высокого класса (что на практике соответствует 10-12 годам работы со
спортсменом), а это столько проблем и вопросов в подготовке, что недостаточно
даже десятка книг. В большинстве книг о дзюдо предлагают варианты выполнения
приемов (технических действий) и их комбинаций ведущими советскими и зарубежными
дзюдоистами.
Но
техника дзюдо, как и техника других видов спорта,-это рациональные движения,
подчиненные законам физики, биомеханики и т. д., а на практике мы видим лишь
строго индивидуальные варианты техники.
Несмотря
на множество научных разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории
дзюдо, нет учебника по дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы
обучения школе дзюдо.
Практически работающим тренерам нужны конкретные ответы на вопросы: что такое
дзюдо, из чего состоит многолетняя подготовка, что такое теоретические основы
формирования технических действий?.На эти и другие вопросы тренеры пытаются
ответить каждый по своему, не понимая друг друга.
www.sambo.spb.ru