Интенсивная тренировка должна вести к развитию
личности спортсмена.
Развитие личности направлено на повышение
психической закалки по отношению к специфической нагрузке в ходе борьбы.
Величина психической нагрузки растет в зависимости от значения соревнования.
Приспособление этим специфическим нагрузкам достигается длительным воздействием
тренировки.
Моделирование тренировки осуществляется на разных
уровнях. Для дзюдоиста самое важное - моделирование на уровне
технико-тактических нагрузок, учикоми, рандори и других упражнениях дзюдоист
решает определенные задачи и ситуации. Для этого он должен мобилизовать свои
технические и тактичес-кие способности, волю.
Формирование личности спортсмена осуществляется
формами идейной, моральной и волевой подготовок.
Идейная подготовка расширяет политический и
культурный кругозор спортсмена, формирует его мировоззрение и характер. В эту
подготовку включаются оценки достижений спортсмена со стороны тренера, судей,
товарищей по команде, самооценка. Такая подготовка направлена на развитие
самостоятельности, самокритики и инициативы спортсмена. Моральная подготовка
включает воспитание трудолюбия, уважения к людям, честности, ответственности,
чувства коллективизма. Средствами морального воспитания являются поощрения,
награды, наказания, но они должны быть объективными и справедливыми.
Волевая подготовка направлена на воспитание
выносливости, умения преодолевать трудности. Волевая подготовка всегда
проявляется в борьбе, т. к. для победы спортсмен должен приложить максимум
усилий. Волей управляет вторая сигнальная система, она включает самоконтроль,
самоприказы: "я должен", "выдержать" и т. д.
Основные методы развития воли - нингакэ и все
формы рандори.
Развитие способности к тур-нирной борьбе тоже
важная составная часть психической подготовки. На турнире побеждает тот, кто
лучше подготовлен и умеет выгоднее использовать свои способности. Встречаются
дзюдоисты, которые во время тренировок показывают замечательные результаты,
непобедимы, но на соревнованиях выступают плохо, и, наоборот, есть такие
спортсмены, которые на тренировках неудачливы, а на соревнованиях побеждают.
Таким образом, мы видим, что способность
состязаться не у всех спортсменов одинаково развита. Она зависит от личных
качеств дзюдоиста, но ее можно вырабатывать в процессе тренировок. Развитию этих
качеств во многом способствует мотивировка, которая опирается на знание
особенностей характера спортсмена, его способностей. Наиболее верное направление
мотивировки определит психолог с помощью тестов, но и хороший тренер тоже должен
уметь его находить.
На некоторых спортсменов влияют моральная, на
других материальная заинтересованность, на третьих похвала, критика, убеждение.
Нужно чтобы постепенно преобладала моральная заинтересованность. Психическое
состояние зависит от оптимального уровня активности в определенный период
соревнования.
Для сильных, уравновешенных, хорошо
подготовленных спортсменов состояние оптимально повышенной активности типично в
течение соревнования. Они настроены оптимистично, уверены в победе. И в тоже
время для каждого спортсмена характерно предстартовое волнение.
Каждое соревнование считается большим событием в
жизни дзюдоиста, он никогда не приступает к нему без волнения, поэтому от него
требуется максимум сосредоточенности.
Состояние глубокой сосредоточенности - киан -
часто сопровождается внешними явлениями: бледностью, несвязностью речи, дрожью и
т. д. Так что до начала первой схватки спортсмен должен выиграть сам у себя
душевный бой, преодолеть сомнение, приобрести уверенность в своих силах.
Плохо, когда спортсмен до начала состязаний очень
самоуверен. Если приемы в ходе борьбы не получаются, то самоуверенность часто
переходит в нетерпение или в неуверенность.
Таким образом, регулирование психического
состояния - продолжение той работы, которая ведется на тренировках.