Выведения
из равновесия могут быть выполнены тремя классическими способами, а также
нависанием, подниманием, воздействуя на локтевой сустав, шею и их
разновидностями. Теоретическую основу происхождения классических способов мы
рассмотрели в предыдущей главе, определив направления действия сил. Но для
выполнения выведения дзюдоисту необходимо произвести ряд действий руками,
ногами, туловищем, головой.
Для
удобства дальнейшей характеристики действий (особенно взаимодействий) необходимо
условиться, что левый захват — это левой рукой отворот, а правой — рукав. В
случае левого захвата левая рука будет считаться рабочей, а правая тяговой,
левая нога рабочей ногой, а правая толчковая. Всякое выполнение предполагается
начинать из фронтального расположения борцов и без всякого сопротивления. При
правом захвате все наоборот.
И
наконец, всем, наверное, известно то, что дзюдоист, который проводит прием,
называется ТОРИ, а на котором проводит — УКЭ. При выполнении выведений корпус
дзюдоиста должен оставаться прямым, сохраняется основная стойка. Голова остается
в положении, как в основной стойке. Выводя из равновесия, ТОРИ сам должен
сохранять устойчивое положение. Через руки ТОРИ прикладываются силы выведения,
которые придают им необходимое направление.
Неклассические способы выведения в связи с рядом недостатков (опасны для
здоровья, требуют больших физических затрат) изучаются на более позднем этапе
освоения техники дзюдо.
Обучение
выведениям на начальном этапе необходимо начинать, опираясь только на классику и
понятия, исходящие из нее (классическое действие, значит присутствующее во
многих приемах без существенных изменений). Этим определяются и технические
действия (приемы), которые необходимо изучать на начальном этапе. Все остальные
способы выведения и технические действия, выполняемые этими способами, изучаются
на более позднем этапе после достаточного усвоения классической техники.
Что
касается трех классических способов, то во всех наблюдается зависимость движений
рук ТОРИ с переносом его веса тела с ноги на ногу. Например, при классическом
захвате в левую сторону, толкая от себя и выпрямляя руки, вес тела переносится
на левую ногу, выполняя рывок к себе и сгибая руки, вес тела переносится на
правую ногу. Почти во всех выведениях рабочая рука прикладывает силу одинаково:
вверх-в сторону под углом 45 градусов вдоль уха соперника, а тяговая рука
определяет направление выведения.
Перенос
веса тела — это шаги передвижения и поворотов. Выведения должны совпадать с
шагами и поворотами. Направление стопы толчковой ноги при подбиве определяется
направлением броска.
Эффективность выведения увеличивается, когда они выполняются в передвижениях.
Очень важно знать, что выведение из равновесия можно выполнять не только в
сторону передвижения соперника, но и в противоположную. Например, броски вперед
под отступающего соперника или броски назад при движении соперника вперед и т.
д. В том случае, когда соперник движется в обратную сторону предполагаемого
выведения, необходимо выполнить подготовку к выведению, т. е. толкнуть или
рвануть в сторону его передвижения, что будет противоположным приложением сил
выведению и броску. Выведение из равновесия и броски на так называемом
противоходе (по принципу «волна») очень эффективны и считаются вершиной
овладения техникой.
Изучая
действия в выведении из равновесия, необходимо помнить:
1)
нельзя, выводя противника из равновесия, позволять ему возвратиться в
обратное положение (т. е. при занятии позы для броска ослаблять действие сил,
приложенных для выведения);
2)
легче вывести из равновесия напряженного противника, чем расслабленного.
Создавать скованность УКЭ надо за счет правильной работы кистей и ложных
поворотов туловища;
3)
тяните, когда противник толкает (поворачивайте туловище, уходя от его
прямолинейных движений). Это приведет к выведению из равновесия;
4)
толкайте, когда противник тянет (шагайте вперед по диагонали, тем самым
сведете его силу на нет и выведете его из равновесия);
5)
выводите противника из равновесия при его входе, или выходе из приема.
Необходимо знать, что время реакции на выведение становится длиннее, когда
соперник:
1)
устал от физической или умственной работы;
2)
рассеян;
3)
эмоционально неуравновешен, чем-то расстроен;
4)
противник фиксирует свое внимание на одном каком-либо движении и не так
быстро реагирует на другие стимулы;
5)
происходит объединение во времени разных стимулов и время реакции на них
становится длиннее. Если ваш противник знает, что вы умеете применять бросок
через плечи с двух сторон, то он должен быть готов к атаке с любой стороны,
поэтому время реакции у него становится больше;
6)
видит движение боковым зрением, его реакция на данное движение также
удлиняется. Когда вы видите какой-либо предмет, то какие-то части вам видятся
яснее, какие-то хуже. Поэтому, если вы будете нападать на противника так, чтобы
он не мог четко видеть ваши движения, то время, необходимое ему для правильной
реакции, будет больше.