Несомненно, большинство людей слышали слова — дзюдзюцу и дзюдо, — но кто из них
знает разницу между ними? Ниже я дам объяснения этим терминам и расскажу, почему
дзюдо пришло на смену дзюдзюцу.
В
феодальные времена в Японии развивались множество боевых искусств: работа с
копьем, стрельба из лука, фехтование и многое другое. Одним из таких искусства
было дзюдзюцу. Оно называлось также тайдзюцу и явара. Это была система нападения
с использованием бросков, ударов руками и ногами, тычков и рубящих ударов,
удушения, выкручивания суставов, удержания противника и защиты от подобных атак.
Хотя техники дзюдзюцу были известны с древних времен, до второй половины
шестнадцатого века дзюдзюцу систематически не изучали и не преподавали. В период
Эдо (1603-1868) оно развилось в сложное искусство, которому учили мастера многих
школ.
В годы
юности я изучал дзюдзюцу под руководством многих выдающихся мастеров. Их
глубокие знания, плоды многих лет старательных исследований и богатого опыта
имели для меня огромное значение. В то время каждый человек преподносил свое
искусство как набор техник. За техникой дзюдзюцу никто не замечал руководящих
принципов. После того как я понял отличия в преподавании техник, я часто стал
ловить себя на мысли, что хочу выяснить, которая из них более совершенна, более
правильна. Это привело меня к необходимости взглянуть на основополагающие
принципы дзюдзюцу, которые используют при нанесении противнику удара или броска.
После вдумчивого изучения предмета я уловил всеобщий принцип: добиться
максимально эффективного использования психической и физической энергии. Держа
данный принцип в памяти, я заново пересмотрел методы атаки и защиты, которые я
знал, и оставил только те их них, которые соответствовали ему. Несоответствующие
я отбросил и на их место подставил те техники, в которых этот принцип применялся
корректно. Получившийся в результате набор техник я назвал дзюдо, чтобы отличать
его от предшествующих методик, и это как раз то, чему учат в Кодокан.
Оба слова
— дзюдзюцу и дзюдо — записываются двумя китайскими знаками. Знак "дзю" в обоих
словах один и тот же и обозначает "мягкость" или "уступчивость. Значение "дзюцу"
— "искусство, практика", а "до" означает "принцип" или "путь", под путем
обозначают собственно жизнь. Дзюдзюцу можно перевести как "искусство мягкости",
а дзюдо как "путь мягкости", использование основного принципа ради одержания
окончательной победы. Кодокан дословно означает "школа изучения пути". Дзюдо
больше, чем искусство атаки и оборон. Это способ жизни.
Чтобы
понять, что имеется в виду под мягкостью или уступчивостью, давайте представим
стоящего передо мной человека, сила которого равна десяти единицам, а моя
собственная — только семь единиц. Если он толкнет меня изо всех сил, то
наверняка оттолкнет меня назад или собьет с ног, даже если я буду сопротивляться
из всех сил. Это — противопоставление силы силе. Но если вместо сопротивления я
буду уступать его толчку, убирая свое тело и сохраняя равновесие, то мой
противник потеряет собственное равновесие. Из-за неудобной позиции он ослабеет и
не сможет полностью использовать свою силу. Она понизиться до трех единиц. Так
как я сохранил равновесие, то моя сила останется равной семи единицам. Сейчас я
оказался сильнее, чем мой противник, и я могу нанести ему поражение, используя
только половину моей силы, а остаток приберечь для других целей. Даже если вы
сильнее противника, сначала лучше уступить. Поступая таким образом, в экономите
энергию, одновременно утомляя противника.
Это всего
лишь один пример того как вы можете победить противника, уступая ему. Как раз
потому, что многие техники использовали этот принцип, искусство было названо
дзюдзюцу.
Представим, что передо мной стоит человек. Как бревно, которое стоит на своем
торце, его можно вывести из устойчивой позиции — вперед или назад, одним
пальцем. Если в тот момент, когда он наклониться вперед, я коснусь рукой его
спины и быстро стану как можно ближе к нему, то мои ноги и позвоночник могут
стать осью вращения. Все, что теперь мне нужно, чтобы бросить его на землю, —
это слегка повернуться, потянув его за руку или за рукав, даже если он гораздо
тяжелее меня.
Предположим, что я пытаюсь сместить его центр тяжести вперед, но он делает шаг
вперед какой-либо ногой. Все равно я смогу легко его бросить, просто выбив своей
ногой его выставленную ногу ниже ахиллова сухожилия за долю секунды до того, как
он перенесет на нее весь свой вес. Это хороший пример эффективного использования
энергии. Незначительными усилиями я могу победить весьма сильного противника.
А что,
если противник решил внезапно атаковать и толкнул меня? Вместо ответного точка я
могу схватить его обеими руками за руки или воротник, упереться ступней ему в
живот, затем выпрямить ногу и сесть, что заставит его перекувырнуться через мою
голову.
Или
предположим, что мой противник несколько наклонился вперед и толкает меня одной
рукой. Это действие нарушает его равновесие. Если я захвачу его вытянутую руку
за рукав и развернусь таким образом, чтобы моя спина плотно прижалась к его
груди, а свободной рукой зафиксирую его плечо и затем внезапно наклонюсь, то он
перелетит через мою голову и упадет на спину.
Эти
примеры показывают, что для того чтобы бросить противника, иногда более важно
использовать принцип рычага, чем уступчивости. Кроме этого, дзюдзюцу включает
методы атак, например, удары руками и ногами, удушения. В этом отношении термин
"искусство уступчивости" не передает подлинного смысла происходящего. Если мы
считаем дзюдзюцу искусством наиболее эффективного использования психической и
физической энергии, то дзюдо можно считать путем или принципом такого
использования, и таким образом мы пришли к его истинному определению.
В 1882
году я основал Кодокан, чтобы преподавать дзюдо другим людям. За несколько лет
число учеников быстро увеличилось. Они приходили со всей Японии, чтобы
заниматься со мной. В конце концов дзюдо заменило дзюдзюцу в Японии, и больше
никто не называет дзюдзюцу современным японским искусством, хотя это слово
сохранилось за границей.
Дзигаро
Кано