Не менее
ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим
носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя,
против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя
фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на
татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину.
Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего
Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори
почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и
сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).
Традиционные
школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и
ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные
окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони,
локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в
классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок
основателя школы Тэнсин синье рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно
почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине
19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек
голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер
пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми
- ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой
созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю.
Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный
раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в
себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом
и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий
воздействия на болевые точки и других травм.
Некоторые
школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект
был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем
которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито
рю и Тэнсин синье рю дзю-дзюцу - традиционных школ боевой подготовки самураев,
из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив
их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм
школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее
древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди
которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного
противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная
из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы
искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном
дзюдо и множество других опасных технических действий.
Другим,
завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся
из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо,
О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного
дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет
собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки дзю-дзюцу, и
основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.
В свою
очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю дзю-дзюцу
является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим
количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию
противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа
включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током
внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание
биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную
программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и
популярных, как в Японии, так и в других странах.
В наше время,
дзю-дзюцу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в
виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и
характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей.
Евгений Радишевский
www.single-combat.ru