Характерной чертой будзютсу Японии несомненно
являются документальные свидетельства , сохранившиеся с древнейших времён.Так
известно, что прообраз дзю дзюцу в древности называли Тикара-курабэ и
сумаи.Считается , что в те времена не существовало стройной системы боевого
искусства а сама борьба была примитивный. Вот как описывается Тикара - курабэ в
"Нихонги" ("Анналах Японии"):
"Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и
Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив
друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра
Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была
захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ." Подобные состязания в "Нихонги"
называются тикара-курабэ - "соизмерение сил".
В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и ныне борьба
гигантов - сумо,
а точнее - его ранний вариант сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое
распространение. Именно к этому времени относятся достоверные сведения о
проведении состязаний по сумо.
Техника сумо включала в себя толчки, сбивы, заваливания. Так например
коронный приём, сохранившийся до наших дней называется " Нодова" - "Петля на
шею" и представляет из себя толчок в шею, хотя в древности наносился удар.
Особое значение имела прежде всего сила. Упор делался на силу. Борцы стремились
путем специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им
это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах
удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в
реальном бою борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед.
Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника
наземь, то борьба в партере не велась и, соответственно, не изучалась.
Тем не менее, глупо было бы предполагать, что не
существовало систем воинской подготовки. Многочисленные воинские дружины имели
в своём составе профессиональных мастеров поединка, как правило на мечах и
копье, лучников. Безоружная техника была вспомогательной ибо предполагалось, что
воин должен всегда быть при оружии. Но эти наставники были просто умелыми
воинами и в большинстве своём не вникали в тайны психологии и стратегии.
Ситуация изменилась в VIII-IX веках. В это время
усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с тысячами
переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои
оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным
ударам руками
и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть
полулегендарную школу Сёсё-рю ("Школа всех наград"), сообщения о которой
то появляются то исчезают в источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю
считается выходей из знатного китайского иммигрантского рода, великий полководец
Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой
школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных
поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники
сообщают, что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ
увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Скорее всего в
Сёсё рю имели место шаолиньские жёсткие техники, доселе не известные в стране
Восходящего Солнца.
Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное
искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора
Кокэна (749-758) также упоминается в летописях неоднократно.. Позже, в середине
XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал ее технику, добавив
приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю
"дакэн-дзюцу" - искусство кулачных ударов. Техника безоружного поединка Тёсуй-рю
легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ японских
бу-дзюцу.
Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия
самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах -
ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила на сумо -
те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили
доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста.
Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не
менее техника ёрои-кумути была намного богаче. Здесь не было условных
ограничений как в сумо - вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на
землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы
и способы - важен был лишь результат.
Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял
оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с
перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же
оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно -
попросту некогда вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни
гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий
меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно
было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
В 1956 была основана Международная федерация
(IJF); в которую входит 187 стран (2002). Чемпионаты мира проводятся с 1956,
Европы — с 1951, в программе Олимпийских игр с 1964 (кроме 1968). На Олимпийских
играх в Барселоне (1992) соревнования по дзюдо впервые проводились среди женщин.