В этой
главе мы рассмотрим Айки-до как систему самообороны и проведём сравнительную
характеристику методов воздействия Айки-до на противника по отношению к другим
единоборствам.
Ответьте
пожалуйста на несколько вопросов. Приятно ли вам кому-то сломать руку или ногу?
Приятно ли вам поставить громадный синяк на чьём-то теле? Что бы вы сделали,
если кому-то предложили бы это сделать на вашем теле? Ответ практически всегда
один: если это пытаются сделать с вашим телом, то вы будете защищать его, а если
вы пытаетесь сделать это с чьим-то телом, то вас попытаются остановить, так как
насилие всегда и везде порицалось.
Но
давайте посмотрим на единоборства и проанализируем то, что они нам предлагают,
их методы воздействия на тело человека. Если разложить эти методы на составные
части, то мы увидим чёткие составные части этих методов и последствия их
"искреннего" применения. Методы состоят: 1) из ударов различными частями тела
(результаты применения - синяк, потеря сознания от болевого шока, тяжёлое
увечье, смерть); 2) из бросков (результаты применения - те же, что при
ударах); 3) из болевых заломов (результаты применения - тяжёлые переломы и
увечья); 4) из удушений (результаты применения - потеря сознания или смерть). Ко
всему этому "джентльменскому" набору единоборства предлагают применить
всевозможные подручные средства или различные типы оружия ударно-раздробляющего,
колющего или режущего действия. (Об огнестрельном оружии мы не говорим, это тема
другого разговора).
Как мы
видим, практически все единоборства строят тактику самообороны по следующему
принципу: человек, защищая себя или кого-то, должен разрушить тело противника
(его анатомическую целостность) или причинить противнику такую боль, чтобы
противник отказался от своих агрессивных действий.
Но как
быть, если человек при самообороне не желает причинять боль и вред своему
противнику? А если религиозные убеждения человека не позволяют ему причинять
вред кому-либо, но человек вынужден защищаться от нападения? (Мы строим свои
соображения на основе того, что каждый человек имеет право выбора метода защиты.
А вот какой выбор он делает и по каким причинам - про это мы расскажем в Главе
5). Помочь человеку в таком случае может только Айки-до. Исходя из этого,
Айки-до выступает уже не столько как средство самообороны, а как способ
существования, способ мировоззрения, в основе которого лежит защита себя и всех
окружающих. Морихэй Уэсиба, создавая своё искусство, говорил:
"Айки -
это выражение самой Истины. Это способ созывать всех людей, нападающих на нас, и
примиряться с ними в любви. Когда они во гневе нападают на тебя, улыбайся и
мирись с ними. Это - истинный путь Айки."
В Главе 5
мы детально рассмотрим вопросы физического, психологического плана, т. е.
вопросы, связанные с методами воздействия на тело и сознание противника. Сейчас
же мы вернёмся к одному важному вопросу - отличие методик тренировок Айки-до по
отношению к другим единоборствам.
За
последние 50 лет единоборства претерпели огромнейшие изменения, как и мир,
который их окружает. Покинув свои исторические родины, единоборства
распространились по всему миру. Теперь Каратэ, Дзю-до, Айки-до, У-шу и другие
виды единоборств знакомы практически всем. Количество самих только основных
стилей достигло такого количества, что уследить за всеми ними сейчас
практически невозможно. Единоборства прочно укрепились в спорте, некоторые
вошли в программу Олимпийских Игр, по многим единоборствам проводятся чемпионаты
мира. Число занимающихся единоборствами исчисляется миллионами. Но на фоне
таких, вроде несомненных, достижений видны те процессы, которые могут свести
единоборства не нет. Но давайте всё по порядку.
Практически все древние единоборства зарождались как тайные искусства, которые
практиковались в тайных обществах. Тайные общества представляли собой узкий круг
посвящённых людей, которые были объедены между собой одной философией или целью
жизни (особенно в Японии и Китае). Знания и умения в таких обществах
передавались устно, в процессе обучения, а если и письменно, то в зашифрованном
виде. Сам процесс обучения в таких обществах не был оторван от повседневной
жизни. Примером может служить окинавское каратэ, китайское у-шу, самурайские
дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, яри-дзюцу и т. д. Мастера школ проводили тщательный отбор
своих учеников. Отбор проводился в основном не по физическим, а по
духовно-психоло-гическим показателям. При этом количество учеников не превышало
одного-двух десятков человек, а процесс обучения занимал несколько лет. Всё это
проходило на фоне постоянных войн и конфликтов, на полях которых адепты на
практике проверяли и совершенствовали свои техники.