Успехи Коити были очень хорошими, и через
пять лет он одержал победу на соревнованиях среди студентов. Но потом жизнь
Коити Тохэя круто изменилась. Однажды на тренировочных сборах он получил
травму грудной клетки. Через неделю у него развился плеврит. Врачи запретили
Тохэю любые занятия спортом.
Из-за ухудшения здоровья Тохэй практически
год пролежал в постели. Но, вопреки телу, дух его окреп и Тохэй начал
читать книги, в которых шла речь о метафизике, медитации и религии. Он прочитал
"Суждения и Беседы" Конфуция и "Мэн-цзы" - две древнекитайские
книги - и биографии многих великих людей мира. Тохэй принимает решение
самому начать занятия и вскоре возобновляет обучение в колледже.
В это же время Тохэй поступает в
Итикукай (Общество Девятнадцати), где начинает заниматься дзадзэн,
а через полгода (после дальнейшего укрепления здоровья) мисоги. (Мисоги
- это дыхательный метод, разработанный приверженцами религии синто.)
Занятия были изнурительными. Но упорство и сила духа Коити Тохэя сделали
своё: все симптомы болезни прошли. А через год после начала занятий мисоги
врачи подтвердили полное выздоровление. Выздоровев, Тохэй начинает вновь
заниматься дзю-до.
В 1938 году Тохэй отказывается от занятий
дзю-до, потому что после практики дзэн и мисоги они больше
его не удовлетворяли. Его наставник по дзю-до Мацухэй Мори дал Тохэю
рекомендательное письмо к мастеру Уэсибе. В то время школа Уэсибы
называлась "Кобукай, Айки-будо, Уэсиба До-дзё". Вот как Коити Тохэй
описывает встречу с Уэсибой:
"У двери меня встретил проживающий в до-дзё
ученик по имени Мацумото и проводил меня внутрь. Он сказал мне, что
мастер Уэсиба отсутствует, поэтому свой вопрос "Что такое Айки-до?"
я задал ему. Он попросил дать мне руку. Я протянул левую руку, и он применил
очень болезненный захват. Мне было больно, но я стерпел и продолжал смотреть
ему в лицо. Когда-то очень давно самурай отправлялся в Корею, чтобы сразиться с
тигром. Тигр кусал его за руку. Самурай позволял тигру грызть его руку, а другой
выхватывал короткий меч и убивал тигра. Я дал Мацумото левую руку, чтобы
спасти правую. Увидев мою реакцию, он остановился. Я был сильно разочарован: по
ученику можно судить об учителе, и уже собрался уходить, когда вернулся мастер
Уэсиба с одним из своих учеников. Он как раз отращивал свою знаменитую
бороду, был настроен дружелюбно и приветливо улыбался. Я показал ему
рекомендательное письмо м-ра Мори, после этого он со своим учеником
устроил для меня демонстрацию. Ученик напал на Уэсибу, и тот его легко
бросил. Всё это показалось мне фальшивым. Потом мастер Уэсиба повернулся
ко мне и сказал: "Снимай пиджак и нападай на меня". Я попытался схватить его, но
не успел и глазом моргнуть, как оказался на татами. Я не мог понять, как
ему удалось меня отбросить. Я не почувствовал, чтобы к моему телу была
приложена какая-нибудь сила. Если бы он её приложил, я мог бы подумать о защите,
но я вообще не чувствовал никакой силы. Я сразу понял, что это было именно то,
что я искал. Мне повезло, и я был принят в ученики. На следующее утро я начал
заниматься и с тех пор не пропускал ни одного занятия".
Через полгода Коити Тохэй начал
сопровождать Уэсибу в его выездных занятиях, иногда проводя занятия
вместо него, хотя Тохэй имел чёрный пояс по дзю-до, но не имел
никаких званий в Айки-будо.
В 1942 году Коити Тохэй оканчивает колледж
и призывается в армию. Проходя службу в армии, он продолжает заниматься
дзадзэн и дзю-до. Его внутренняя сила всё росла и росла, а принципы
единения ума и тела приобретали всё более чёткие очертания.
В 1945 году Тохэй демобилизируется. Он
возобновляет свои связи с Итикукай, где получает шестой дан по
дзю-до. Но не забыл он и Морихэя Уэсибу. К этому времени техника
Уэсибы достигла совершенства, но понять её Тохэй ещё не мог.
Тем временем Тохэй был представлен мастеру
Тэмпу Накамура, который учил объединению ума и тела в токийском храме
Гококуйи. Слова "ум движет телом", которые услышал Тохэй на первой же
лекции, стали для него откровением. "Да, - подумал он, - я забыл основное.
Сэнсэй Уэсиба сначала воздействовал на ум противника, а потом бросал его
тело, так что тот не мог оказать сопротивления. Мы пытаемся сразу перемещать
тело, не используя сначала ума. Вот почему нам не удаётся одолеть друг друга".
Когда он тщательно обдумал все движения Уэсибы, ему стало ясно, что
Айки-до - это путь к тому, чтобы стать единым с ки. Он говорил: "Если
вы рассматриваете эту технику как средство слиться с ки других людей,
значит, вы неправильно понимаете саму суть Айки-до и его методы
становятся для вас неэффективными. Айки-до должно стать путём объединения
с ки вселенной. Для того чтобы стать одним целым с ки вселенной,
вы, прежде всего, должны согласовать свой ум и тело. Если ваш ум и тело
разделены, как вы можете стать всей вселенной? Настоящее Айки-до основано
на объединении ума и тела". (Далее в этом пособии мы подробно рассмотрим те
принципы объединения ума и тела, которые разработал и передал нам Коити Тохэй.)