Так как само слово "Айки-до" содержит
понятие "ки" (энергия, духовная сила), мы решили уделить особое внимание
рассмотрению вопроса: "Что же такое ки?"
В последние годы очень сильно возрос интерес к
древней концепции ки, хотя в большинстве случаев её философские корни
игнорируются. Коротко говоря, по сущности ки - энергия как личная, так и
безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила
жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберём значение
ки, а сейчас зададимся вопросом о значении этого необычного интереса. Он
отражает глубокую недостаток в современной жизни некоего главного жизненного
компонента, несущей энергию силы, которая может объяснить смысл и основу
существования.
За достижениями науки и техники, как и за
успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже,
что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия,
искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост
неудовлетворённости и безразличия – признаков распространяющейся по миру
болезни. Более чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно
человечного и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи
- увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов
которого - открытие ки как общей части восточно-азиатских духовных
концепций. Это явление частично объясняет интерес Запада к Айки-до,
название которого буквально означает "Путь (до) гармонии (ай) с
ки".
Вот рассказ одного профессора права и судьи,
который познакомился с Айки-до:
"Как человек, который сидит на скамье и судит
других людей, я был неудовлетворён самоуверенностью и материалистическими
склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай,
когда осознал, что Айки-до как боевое искусство выражает сущность
японской культуры. Занимаясь Айки-до, я не только решил свои
внутренние проблемы, но и открыл ки, основу человеческого духа,
спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно
счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек".
Во время церемонии открытия Третьего конгресса
Международной федерации Айки-до, который состоялся в Париже в конце
сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также
подчеркнул важный момент. Он сказал следующее:
"Мы верим, что только естественным образом
Айки-до, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и
благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято
в Европе с её высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В
качестве пути к соединению тела и разума Айки-до - своевременный дар для
нашей молодёжи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается
человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу Айки-до
и современного Запада".
Сущность Айки-до как духовного пути
основана на ки – мировой энергии, которая лежит также в основе каждого
человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как
концепция ки заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы,
Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и
Менцием, она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе
исторического развития. Трактовка понятия ки приобретала разные оттенки
и нюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования
восточно-азиатской цивилизации. Принесённая в Японию, эта концепция в сочетании
с национально-этническими представлениями сформировала чёткий взгляд на мир,
включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ки
сформировалась как метафизический принцип в нескольких школах китайских
мыслителей. Ки считалась, например, основным принципом гармонии, и
источником созидательной энергии, проявляющейся в форме инь и ян (Лао-цзы),
жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой,
возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций),
движущей силой, пронизывающей всё сущее (Куан-цзы).
Термин "ки" никогда не был чётко
определён. Иногда она приравнивалась к чистому пространству (пустоте) или
отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной
энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми
философами как двойственный принцип, определяющий структуру вселенной. Так,
аспект лёгкости в ки становился Небом, а небесная ки становилась
солнцем. Аспект тяжести в ки усиливался, становясь Землёй, и из земной
ки рождалась вода. Эта двойственность внесла в ки понятия инь
и ян, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий
и основные концепции Книги Перемен.