Некоторые инструктора начинают демонстрацию техники с
реалистичного варианта, в отличие от стандартной версии для додзё. Это что-то
вроде чёрно-белого подхода, когда объясняется как сломать руку через иккьо,
разбить голову через сихонаге или вывернуть запястье через санкьо (sankyo),
упоминая при этом об ущербе, который может быть причинён мощным атэми. После
этого начинается айкидо… "Однако в додзё мы делаем так". В то время как этот
подход не плох в определённых рамках, он, всё же, потворствует состязательному
настроению ума и может стать самоцелью в ущерб духу айкидо.
Состязательный настрой может поселиться в додзё подобно
вирусу, против которого конструктивная и гармоничная атмосфера тренировок не
имеет должного иммунитета. Новички чувствуют себя запуганными и боятся об этом
сказать. Зачастую инструктор и сам не говорит об этом, боясь потерять лицо. Он,
вероятно чувствует, что должен всё это взять под свой контроль, также как
О-Сенсей принимал вызовы от кого угодно в старые времена.
Я думаю, что намного лучше было бы осознать, что вы – не
О-Сенсей и что наше время – не старые времена. На инструкторе лежит
ответственность по защите учеников от невежественных людей, чтобы додзё
оставалось местом, где обучают чему-то стоящему и где ученики относятся с
уважением друг к другу, в отличие от арены для состязаний неглубоких личностей.
Додзё должно быть святым местом, где можно безопасно экспериментировать с
разными идеями и техниками, целью которых является совершенно другой результат.
Разница между тренировкой и реальностью (между
соревновательным видом спорта и боевым искусством) была хорошо проиллюстрирована
айкидоистом, ответившим на вызов, брошенный ему дзюдоистом. Айкидоист вышел на
поединок с настоящим мечом на поясе. В наши дни, однако, демонстрация идей
посредством меча не очень практична, в тот момент, когда тайдзютсю перестаёт
быть адекватным. Однако другое оружие часто остаётся недооцененным – слово.
Несмотря на устоявшуюся традицию боевых искусств, где
почитают сильных и молчаливых типов, я считаю, что следует начинать беседу
тогда, когда вы сталкиваетесь с невоспитанным и неподатливым уке. Это вовсе
нелегко сделать, и здесь требуется смелость. Это, возможно, и не искоренит
упрямство, но может сделать атмосферу в додзё более терпимой для многих людей,
т.е. тех, кто на самом деле хотят изучать айкидо и не заинтересованы в
соревновании. Если оставить упрямого уке без внимания, он просто станет ещё
более неподатливым.
К сожалению, системе старшинства свойственно устрашать
новичков (именно тех, на ком сильнее всего сказываются блокировки и
запугивания), однако я считаю, что молчаливое игнорирование того факта, что
кто-то применяет в додзё непропорциональную силу, показывает устарелое и
неадекватное отношение к данному вопросу. Кроме того, всегда лучше использовать
язык, а не кулаки. Лучше обмозговать действия, прежде чем вправлять мозги
другому или оказаться в ситуации, когда это делают вам.
Во время недавнего визита в Японию я обнаружил, что старые
отношения быстро не умирают. Однажды, когда я сидел с группой учеников в одном
из додзё, где я раньше тренировался, кто-то упомянул про мои статьи в Журнале
Айкидо. В этот момент присутствующий сенсей промолвил: "Интересно отметить, что
в наши дни почти каждый может писать об айкидо, тогда как в старые времена
только инструкторы с высокими рангами осмеливались делать это" (фактически он
использовал японское слово "дозволялись", что раскрывает смысл). Было ли это
замечание сделано про меня (назвался груздем - полезай в кузов) или было просто
обобщением, я не знаю наверняка. Однако я считаю, что любой человек имеет право
говорить или писать об айкидо, невзирая на ранг или опыт. Слушатель или читатель
должен сам определить, насколько можно доверять словам такого автора. Свобода
слова является той частью демократии, с которой, кажется, имеют трудности многие
японцы старшего поколения.
Что касается мистического понимания в стиле О-Сенсея и
попыток объяснить это словами, я соглашусь, что тот, кто говорит – не знает. Я
бы первым, кто принял божественное наказание, если бы притворился, что имею
доступ к такому уровню знаний. Я подозреваю, что наказание не было бы таким
драматичным, как удар молнией, а, скорее, приняло бы форму постепенного
погружения в ещё большее невежество. Это закончилось бы как в пословице, где
ищут чёрного кота в тёмном угольном подвале, а кота там нет. В этом смысле
невежество само по себе является наказанием. Каждый, кто открывает рот насчёт
чего-либо, берёт на себя риск, однако это не должно препятствовать возражениям о
явных нарушениях духа айкидо.
Оставляя угольные подвалы в стороне, следует сказать, что в
айкидо есть тёмная сторона, которую символизирует неподатливый уке. И если
старшие наставники игнорируют это, то новичкам и всем тем, кто ещё может видеть
отчётливо, становится важно указать на это явление любыми путями. У них, как и у
других, есть право высказать своё мнение.
Опыт не ведёт к просвещению автоматически, и некоторые
сенсеи несут чушь, в то время как некоторые обычные люди обладают намного
большей мудростью. Не надо ошибочно полагать, что все люди с большим опытом в
айкидо каким-то образом превосходят кого-либо. Аналогично, любое неписанное
правило, которое нaправлено на предотвращение протестов насчёт злоупотребления
властью в вышестоящих кругах, должно быть отправлено на свалку истории как
традиция, потерявшая ценность.
Каждый раз, когда насилие игнорируется, оно становиться всё
более психологически терпимым. Чтобы понять конечный результат такого отношения,
достаточно взглянуть на смерть и разрушения, которые стали почти обыденным делом
в глобальных масштабах.
Старое римское изречение "si vis pacem para bellum" (хочешь
мира – готовься к войне) является ещё одним примером традиционной мудрости,
которая не подтверждается наблюдаемыми фактами. Подготовка к войне - всегда
приводила и приводит к войне. Даже в данный момент, когда я пишу эти строки,
меня угнетает видеть как это происходит.
Мы должны быть благодарны звезде удачи за то, что у нас
есть возможность практиковать айкидо как искусство, где проявляется
противоположный аспект человеческого духа.
Как минимум мы можем поробовать и постараться сохранить мир
и гармонию на тренировках айкидо, каким бы незначительным это ни казалось в
сравнении с ужасами текущих глобальных событий.
В мире уже более чем достаточно конфликтов.
Давайте посмотрим, сможем ли мы найти другой путь.
http://www.crag.ru/news.html?id=608