Путь Сэнсэя Мотидзуки Минору, основателя школы Ёсэйкан, в боевых искусствах
уникален во многих отношениях. Он начал изучать боевые искусства в возрасте пяти
лет и продолжал свои тренировки до самого конца жизни. Минору Мотидзуки
посчастливилось учиться у величайших мастеров прошлого века, таких как
основатель Дзюдо Дзигоро Кано и основатель Айкидо Морихэй Уэсиба. Если
суммировать все полученные им даны в различных дисциплинах будо, мы получим
совершенно фантастическое число ? 65!
Дзюдо ? 7-й дан Кодокан, 8-й дан, Ханси Японской федерации будо, прямой ученик
основателя Дзюдо.
Айкидо ? 10-й дан, Мэйдзин (?Великий Мастер?) Международной федерации японских
будо (IMAF), прямой ученик основателя Айкидо.
Нихон Дзюдзюцу ? 9-й дан Японской федерации будо.
Катори Синто-рю ? 8-й дан, Кёси.
Иайдо ? 8-й дан, Ханси Всеяпонской федерации иайдо.
Кэндо ? 5-й дан додзё Бусюкан, прямой ученик Онага Куро.
Дзёдо ? 5-й дан Всеяпонской федерации кэндо, Рэнси.
Каратэ ? 5-й дан, Рэнси.
Минору Мотидзуки родился 11 апреля 1907 г. в городе Сидзуока. Уже в пять лет, в
1912 г., после переезда его семьи в Токио он начал постигать нелегкую науку
Дзюдо, а несколькими годами позднее, с 1918 г., овладевать Кэндо.
В
1924 г., в возрасте 17 лет, Мотидзуки приходит в додзё Кэндокан ? ?Дворец
совершенствования на Пути? к знаменитому дзюдоисту тех лет Току Сампо, которого
за бесстрашие, ярость и несгибаемость духа прозвали ?чертом?. Параллельно он
осваивает и технику старинной школы Гёкусин-рю Дзюдзюцу под руководством
наставника Осима Сандзюро, мастера в 20-м поколении.
Пройдя основательную подготовку у Току и Осима, в мае 1926 г. он поступает на
обучение в Кодокан и уже в следующем месяце получает первый дан, а еще через два
года ? третий.
В
Кодокане Минору Мотидзуки удалось обратить на себя внимание, будущего обладателя
10-го дана по Кодокан дзюдо Сэнсэя Кюдзо Мифунэ. Дело было во время зимнего
курса специальных тренировок кангэйко. В это время Минору жил в Цуруми и, чтобы
успеть к началу утренней тренировки, должен был выходить из дома уже в полночь.
Всю дорогу до Кодокана молодому человеку приходилось проделывать пешком.
Добравшись до школы, он обычно обливался холодной водой, чтобы взбодриться,
отогнать сон и смыть пот, выступивший после быстрой ходьбы. Но однажды он не
обнаружил на привычном месте ведра, из которого обычно обливался. Тогда
Мотидзуки решил выкупаться в соседнем пруду. Пробив тоненькую ледяную корочку,
он погрузился в воду с головой. Как только он вынырнул, он вдруг почувствовал,
что чья-то сильная рука схватила его за волосы и тащит из воды. Это Сэнсэй
Мифунэ, удивленный странным моржеванием в потемках, вытаскивал его на берег. ?Ты
что ? дурак? Плещешься в ледяной воде... Так ты подорвешь свое здоровье!?
В
ходе беседы с парнем, у которого зуб на зуб не попадал, Мифунэ выяснил, что он
живет так далеко, что у него не хватает времени на сон, и что ему приходится всю
ночь добираться от дома пешком до Кодокана. В тот же вечер он велел юному
фанатику остаться на ночь в его доме, и с этой зимы 1927 г. Мотидзуки стал жить
при мастере в качестве его утидэси. Как он позднее рассказывал, именно тогда он
узнал, как важно быть при наставнике 24 часа в сутки, чтобы полностью перенять
его мастерство...
В
те годы Минору Мотидзуки был еще очень молод и жаждал побед над своими
товарищами. Видимо, именно это стремление превзойти других толкало его на
изучение различных школ будо. По этой причине в 1927 г. он вступает в Общество
изучения старинных боевых искусств (Кобудо Кэнкю-кай), которое основал при
Кодокане Дзигоро Кано для исследования и сохранения старинных школ будо ? этого
ценнейшего достояния японского народа. С этого момента Мотидзуки с головой
погружается в очаровательный мир традиционных боевых искусств: изучает технику
школ Катори Синто-рю и Хасэгава Эйсин-рю (иайдзюцу), овладевает Кэндо под
присмотром прославленного наставника Накаяма Хакудо в его зале Юсинкан; в додзё
Мумонкан перенимает у Сэнсэя Симидзу Такадзи технику боя палкой дзё. Успехи его
в овладении Дзюдо и Кобудо были столь велики, что на него уже положил глаз сам
прфессор Кано. Говорят, что он, будто бы, даже сказал тогда своему молодому
ученику: ?У тебя задатки лидера... В будущем ты станешь главным наставником
здесь, в Кодокане?.
В
октябре 1930-го г. Дзигоро Кано, по приглашению адмирала Такэсита Исаму,
довелось посмотреть демонстрацию в Мэдзиро Дайто-рю Айки Дзюдзюцу в исполнении
Морихэя Уэсибы. Необычная техника и высокое мастерство демонстратора произвели
огромное впечатление на отца дзюдо, и он договорился с Уэсибой, что направит на
учебу к нему двух своих старших учеников. Одного из них звали Минору Мотидзуки,
а второго ? Томики Кэндзи.
Так, в конце 1930-го г., за несколько месяцев до открытия в апреле 1931 г. в
квартале Усигомэ, в токийском районе Синдзюку додзё основателя Айкидо ? Кобукан,
Минору Мотидузки начал изучать Дайто-рю Айки Дзюдзюцу под его руководством.
Мотидузки должен был ежемесячно докладывать профессору Кано о своих успехах в
учебе. И во время этих встреч основатель Кодокана не только выслушивал отчеты
своего питомца, но и делился с ним своими мыслями о сущности и значении боевых
искусств, заставлял парня, думавшего только о победах на соревнованиях,
задуматься над более важными и сложными вопросами. Эти уроки мастера не прошли
впустую. Его наставления о сущности и принципах Дзюдо, наблюдения над подводными
камнями спорта позднее легли в основу теоретической базы собственной школы
Сэнсэя Мотидузки ? Ёсэйкан.
Имея за плечами богатый опыт занятий различными будо и отменные природные
задатки, 24-летний Мотидузки прогрессировал очень быстро (как он позднее
говорил, особенно помог ему опыт занятий Гёкусин-рю), и уже вскоре новый
наставник назначил его старшим над своими утидэси и своим помощником. Он даже
сделал ему предложение жениться на своей дочери с тем, чтобы в дальнейшем, в
соответствии с традицией, стать его приемным сыном и преемником. Мотидузки
отказался, а вскоре тяжело заболел плевритом и легочным туберкулезом.
Больного, его отвезли на лечение в родительский дом в Сидзуоку. Там, пролежав в
госпитале три месяца, он поправился и начал понемногу преподавать боевое
искусство в додзё Ёсэйкан (?Дворец взращивания праведности?), которое в центре
города построили его брат и друзья. В ноябре 1931-го г. состоялась церемония
открытия додзё. На ней присутствовало немало знаменитостей, в том числе и
специально приехавшие из Токио, чтобы почтить вниманием молодого мастера,
Морихэй Уэсиба, адмирал Такэсита и генерал Миура.
www.aikibudo.ru