Этот термин означает нанесение удара правой или левой рукой [в лицо вашему айтэ].
Поскольку в любой технике, где удар наносится противнику тэгата-на [или
кулаком], дыхание Вселенной и собственное дыхание Человека должны быть едины,
атаку следует производить, воплощая в тэгатана и движение, и технику объединения
инь и ян.
Если вы сталкиваетесь с врагом, который начинает атаку таким образом, и всегда
блокируете с широким или открытым сознанием - как если бы вы заключили врага
внутрь своего кокоро (ума, сердца или духа), - вы будете способны предсказать
движение врага. Затем, в гармонии с этим [предчувствием] вы можете повернуться
влево или вправо соответственно. Или, если вы приняли врага внутрь своего ума
или духа (кокоро), вы будете способны вести его в любом направлении, какое
только может указать [вам] Вселенная.
Например, показывая врагу слабое место в вашей защите и направляя туда его
удар, вы можете заставить его атаковать соответствующим образом и победить его,
уйдя вправо или влево. Вы можете возвыситься над границей жизни и смерти и
овладеть пониманием каждой ситуации, так что, если враг уже взял верх на 99%, и
вы вошли во владения смерти, вы всё равно будете способны отыскать ясный путь
[выхода].
Вы должны тренироваться, держа это в сознании.
В
старину, когда тренировки в военной стратегии проводились на ограниченном
пространстве татами, их можно было сравнить с тренировкой кокю, которая состоит
в постижении духа целого Неба и Земли согласно Пути. В этом случае принимается
верная дистанция (киори). В кэндо это принцип суйгэцу ("воды и луны" или
солнечного сплетения), то есть использование дистанции или пространства как
если бы на их месте была вода (так, что вы ещё не скрестили [оружие]). Другими
словами, вы встаёте друг перед другом, помещая между собой физическую и
духовную дистанцию. Когда враг атакует огнём, вы защищаетесь водой. Когда вы
провоцируете удар врага, вода должна окружать вас от начала до конца, вам
следует двигаться в этой воде. То же говорится о старинных замках. Замок без рва
— не замок. Чтобы предотвратить атаку врага, замок окружает вода. Что касается
человеческого тела, то, если враг нападает, будьте открыты, [словно] вы окружены
водой и вас невозможно в действительности ударить. В случае [хорошо
построенного] замка если у людей, защищающих его, нет уверенности (макото), то
он, беззащитный, падёт. Однако в японской военной стратегии практика бу-до
означает, что реальные люди переносят эту форму замка внутрь своего тела и
строят, следовательно, живую крепость.
Всё в мире осуществляется так. Посмотрите на Японию, окружённую морем: она
образует естественный замок, так что даже армия демонов не способна напасть на
неё очень легко или безрассудно. Чтобы защитить это [наше отечество], каждый
должен построить замок внутри себя и потом объединить все замки. Это и есть
практика будо.
Посмотрите на планету в целом: мы видим, что она не может быть разрушена,
потому что состоит из воды. Более того, по большому счёту она ограждена
полярными льдами. Земля великолепно защищена, и подобно защита есть и у всей
Вселенной. Каждый, кто практикует будо, помогает защищать великий замок Матери
Природы, который управляется богами, и вследствие практики он может стать даже
ещё более прекрасным.
С
этим положением в сознании нанесение и отражение удара следует осуществлять
посредством кокю, то есть в соответствии с этой истиной. Когда это достигнуто,
мудрость, благожелательность и смелость естественно струятся изнутри вас и
делают человека истинным носителем Яма-тотамасии (Духа Ямато), вы способны
заставить всё своё тело превратиться в меч и можете войти в состояние
"отсутствия Я" (муга-но киоти). Будо может построить прекрасное государство
духа внутри вашего тела, по мере того как вы идёте от одного [уровня] сатори к
другому.
В
более широком смысле мы защищаем всю нацию, а в более узком -наше собственное
тело. В конечном счёте, это упражнение и есть совершенствование Яматотамасии.
Это то же самое, что церемония "Открытия Великой Каменной Двери" (ива-то
бираки-но гё)*. Более того, если человеческое сознание однажды принимает во
внимание огонь и воду согласно принципу "огонь-вода, ян-инь", то, если враг
атакует водой, наносите удар воды, если - огнём, бейте огнём. Сегодня важно
упражняться в размышлении (обо всём этом) в терминах современных научных
(химических) достижений в военной области.