Ведите ученика за собой.
Планируйте программу тренировок так,
что, если ученик совершит в обучении неожиданный скачок вперёд, вы должны знать,
что отрабатывать дальше. Такого рода "рывок" выработки поведения может произойти
в любой момент. В основном дело тут в инсайде (внезапном озарении):
ученик внезапно осознаёт ваши цели, исходя из которых вы добиваетесь его
действий, и делает это.
Тренера могут встретиться с
осложнениями только в том случае, если они оказываются неподготовленными к
неожиданному улучшению. "Рывок" часто эмоционально очень значим для ученика. Он
испытывает удовольствие от "ага!" познания, и часть учеников впадает в состояние
явно повышенного настроения. Т. о. "рывок" - это блистательная возможность
добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки. Быть не готовым к нему
и держать ученика на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете
что делать дальше, - лучший способ потратить зря время, а в худшем случае
может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у ученика, который станет в
будущем работать без особого желания.
Ярким примером несоответствия
способностей учеников и учебной программы может служить школа. Вся школьная
система построена так, чтобы помешать детям обучаться в их собственном темпе -
наказываются не только медленные ученики, у которых не хватает времени на
обучение, но и слишком быстро обучающиеся, которые не получают дополнительного
материала, когда сообразительность продвигает их вперёд.
Это же
явление объясняет большую текучесть учеников в спортивных секциях. Программы
тренировок и отношение тренеров к общей массе учеников отталкивают как наиболее
одарённых, быстро обучающихся учеников, так и учеников, которые усваивают
материал медленнее, чем средние ученики, хотя конечная цель тренировок -
мастерство - и теми и другими достижима.