Как мы уже отмечали, техники Айки-до
носят щадящий, неразрушающий характер. Они направлены на защиту как от
нападения, так и на защиту самого агрессора от возможных травм. В этой главе мы
рассмотрим эту систему.
Первое, что сделал О-сэнсэй - это
отказался от тех техник, которые могут принести травмы. В первую очередь в
Айки-до отсутствуют удары по телу противника. Хотя в Айки-до и есть
раздел техник "атэми" (удары), но смысл этой техники в корне отличается
от того, который в него вкладывают в каратэ, боксе или дзю-дзюцу.
Атэми в Айки-до - это техника рассеивания концентрации
противника. Если выразиться словами западного человека, то “атэми - это
техника перенесения внимания противника путём имитации удара по его
телу”. А если выразиться словами Коити Тохэя, то атэми - это
способ рассеивания потока Ки противника. Коити Тохэй в своей книге
"Айки-до" пишет, что, если поток Ки противника сильнее вашего, то
можно рассеять этот поток просто быстро направив руку к лицу противника без
прикосновения. Такие "условные удары" наносятся как в лицо, так и в пах. Кисть
руки при таком "ударе", как правило, в кулак не сжимается, а сохраняет своё
естественное раскрытое положение. Этим достигается свободное истечение Ки
из руки, а следовательно эффект от "удара" лучше, чем при сжатой в кулак
кисти.
Следующее, от чего отказалось Айки-до -
сгибание суставов в противоестественное положение. Про это мы можем прочитать в
книге А. Уэстбрук и О. Ратти "Айки-до и динамическая сфера":
"Стратегия защиты Айки-до определяется по
следующим параметрам:
1. Теория физического повреждения,
которая, подчиняясь этическим принципам искусства, требует от ученика уважения к
природному единству анатомии человека.
2. Теория физического страдания, которая
придаёт лишь второстепенное и временное значение причинению боли в процессе
нейтрализации нападения, что делает самозащиту более совершенной,
исключительно в манере айки.
Теория физического повреждения
основывается на очевидных структурных ограничениях человеческого тела. Рука
может сгибаться до определённого предела, иначе она сломается. Позвоночник тоже
может выдержать только определённое давление. Нанесение серьёзного повреждения
кому-либо, в том числе нападающему, считается "не-айки", показателем
недостаточного контроля и мастерства, т. к. стратегия более высокого уровня
может привести к желаемому результату, т. е. нейтрализации любого нападения и
эффективной самозащиты без использования таких сравнительно примитивных средств.
Теория физического страдания идёт дальше в
этом направлении и настаивает на том, что любая боль, ощущаемая при применении
техники Айки-до, если эта техника выполнена правильно, должна быть
кратковременной. Лучшие учителя Айки-до постоянно убеждают учеников
никогда не оказывать давление на суставы, а только слегка превысить нормальное
растяжение. Любая ощущаемая боль кратковременна и предназначается только для
содействия выполнению техники нейтрализации. Практичность этой стратегии
очевидна: боль действует как предупреждающий сигнал, в результате чего человек
становится неподвижным или пытается как-то избежать болевых ощущений. На высшем
уровне Айки-до действует так быстро и чётко, что нападающий даже не
осознаёт, что произошло.
Даже в древних боевых искусствах обыкновенная
самозащита ценилась не так высоко, как способность защитить себя эффективно, но
с таким контролем, что нападающему не наносится вреда. Эти искусства называются
"чрезвычайно сложными", "утончёнными", "тайными", и со временем они стали
принадлежать не так к боевым искусствам, как к религии, философии и высшим
сферам существования человека.”
Коити Тохэй
в своей книге "Айки-до" пишет: "Когда мы видим, что кто-то выворачивает
руку другому, то обычно это называют "Суаки Гяку". Но в Айки-до
это не принято. "Гяку" обозначает то, что противоречит принципам
естества, тогда как "Дзю" означает следовать этим принципам. Айки-до
следует законам Природы, сгибает там, где природа направляет противника в
направлении его Ки. Поэтому в Айки-до нет "Гяку", есть "Дзю".
Если сгибать сустав с силой против естественного положения, то это "Гяку",
и это насилие над телом. Всякая техника Айки-до приносит пользу здоровью
и все ученики должны это осознать. Вообще говоря, изучение "Гяку" в целях
нанесения увечий есть проявление нехорошего отношения. Айки-до есть
изучение принципов природы и их открытое применение."