Еще будучи студентом колледжа в
Киото, я с большим энтузиазмом занимался дзэн под руководством
священнослужителя. Я пытался всегда держать свои ум и тело объединенными,
независимо от того, находился я в школе или в транспорте.
Основное правило дзадзэн гласит:
“Выпрямите спину, держите нос и пупок на одной линии, выровняйте в одну линию
уши и плечи и сидите, подобно скале”. Именно так сидят, соблюдая достоинство.
Однако так сидеть не следует. Я привык подолгу сидеть подобным образом, но
никогда не чувствовал себя устойчиво в такой позе. Я так уставал, следя за
правильностью своей позы, что нередко в ней же и засыпал. И странное дело: в
момент пробуждения я отмечал в себе ощущения именно устойчивости. Я долго не мог
понять, в чем же здесь дело. Право же, очень трудно спорить с мудростью
тысячелетней традиции. Но и совершенно лишено смысла сидеть, напрягая до судорог
нижнюю часть живота. Я отважился изменить эту практику и взял себе за правило:
“Сосредоточивайтесь на одной точке в нижней части живота”.
Хотя еще до сих пор некоторые
считают, что сила должна находиться в нижней части живота, на самом деле это
место для концентрации ума, а не для помещения силы. Если вы сосредоточиваетесь
на одной точке в нижней части живота, ум автоматически концентрируется на точке,
известной как третий глаз (именуемом в Японии тэнтэй) и которая находится на лбу
— между глазами. Так что со временем я понял: па самом деле, старинное
предписание Дзэн означало необходимость совмещения на вертикальной оси точки
тзнтэй и единой точки, в нижней части живота. У некоторых эта мысль может
вызвать возражения. Давайте проверим.
Ум и тело можно сравнить с рукой
и ее отражением в зеркале. Если ладонь раскрыта, в зеркале вы увидите раскрытую
ладонь. Если у вас неподвижный ум, вы будете иметь неподвижное тело. Если вы
валитесь от легкого толчка, значит, ваш ум в движении. Он не находится в
состоянии покоя.
Это состояние объединения ума и
тела в живом покое. А теперь я хочу объяснить, как глубже сконцентрировать
внимание на единой точке. Сконцентрировать внимание на пупке легко, но
сконцентрировать его на точке, которая расположена на один дюйм ниже пупка,
сложнее, потому что там нет никакой отметки. Обучаться концентрации на точке
бесполезно, если эту точку легко потерять.
Вселенная представляет собой
бесконечную сферу бесконечного радиуса. Если вы сделаете шаг вправо, Вселенная в
этом направлении не станет на шаг короче. Где бы вы ни находились, вы всегда
находитесь в центре бесконечной сферы. Так вот: если эту сферу, которая
представляет собой Вселенную, уплотнить, она превратится в единую точку в нижней
части вашего живота. Эта единая точка не имеет определенного радиуса, она должна
уплотняться, уменьшаясь вдвое, опять вдвое и опять, — до бесконечности.
Когда она достигнет предельно
малой величины, при которой вы еще способны ее воспринимать, продолжайте держать
ее в своем сознании и оставьте ее такой, как она есть. В этот момент вы стали
едины со Вселенной. Если вы позволите своему сознанию ускользнуть, вы ослабеете
и даже небольшого толчка будет достаточно, чтобы перевернуть вас на спину.
Именно это имеет в виду
старинное изречение дзэн: “Думайте о чем-нибудь, что не может быть мыслью”. Если
вы уменьшите эту точку до размера, который слишком мал для того, чтобы его
представить, ум достигнет бесконечного покоя. Вы естественным путем достигнете
неподвижности, когда вы станете одним целым со Вселенной. Это первый принцип
объединения ума и тела. Попробуйте сами.
Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)