Из всех разделов техники, представленных в программе Айкибудо, особенно
выделяется Ва Но Сейшин. Это форма работы, полная гармонии, где партнеры не
применяют ударов, где едины их жесты и их дух, их существо и их дыхание. Она
кажется идеальным направлением Айкибудо.
Раздел техники Ва Но Сейшин - это идеал, к которому должна стремиться вся
практика Будо. Это высшее достижение, использующееся для проявления потенциала
практикантов. Одновременно полностью раскрываются возможности двух партнеров.
Для достижения наилучших результатов необходима полная и искренняя отдача
партнеров, абсолютная гармония и взаимопомощь. Чтобы это сделать не нужно ни
потворство, ни удерживание, это происходит максимально естественно, начиная с
дистанции Ма, дистанции применения ощущения Tai No Sen.
Применить Ва Но Сейшин не так легко. Практикант не может оценить всю глубину
техники, если у него за спиной не имеется несколько лет практики. Действительно,
Ва Но Сейшин одновременно объединяет в себе все принципы Айкибудо. Ва Но Сейшин
характерна полная боевая и художественная экспрессия, так как эта техника
свободна от какого-либо поиска эффективности.
Как действовать?
Речь идёт, начиная с разнообразных захватов, о том, как направлять действия
партнера, при открытых руках, привести его к падению. Но, чтобы достичь
желаемого результата, необходимо соблюсти несколько принципов.
Прежде всего, нужно сохранить динамику атакующего. Он не должен чувствовать
захват во время движения, что вынуждает ослабить хватку. Действительно Ва Но
Сейшин существует, поскольку атакующий находится в постоянно поиске. Нужно
только сохранить захват до самого падения.
Затем, в момент захвата, следует лишить партнера равновесия. Это реакция Tai No
Sen, которая должна привести Уке к падению. Никогда не следует прекращать
движение, нужно делать так, чтобы атакующий всегда находился в динамике.
Наконец, никогда не следует хватать партнера, причиняя ему боль в суставах, или
выворачивая руку, чтобы привести к падению. Сила не всегда бывает полезной.
Только согласованными движениями (Tai Sabaki) можно воздействовать на партнера и
сбить его с ног.
Вы сказали “просветительный”...
Какие качества стремятся воспитать с помощью Wa No Seishin?
Прежде всего, практикант должен научиться пользоваться моментом, когда партнер
уже начал осуществлять захват, но еще не выполнил его до конца. Большинство
начинающих реагируют слишком поздно, когда движение остановилось, что превращает
расстояние Ма в Chi-Ka-Ma. Отсюда вытекает техника Те Hodoki. Практикант должен
научиться сосредотачивать свою энергию (Ki) в Харе, задерживать дыхание (Kokyu),
чтобы лучше приготовиться к действиям. Его тело готово к удару. В момент выброса
мощный Киай позволяет освободить содержащуюся энергию и передать ее в полной
мере движению. При этом практикант принимает определенное положение (Zanshin).
Впрочем, неверно думать, что Wa No Seishin и Kokyu Nage (выброс энергии,
использующий дыхание) - одно и то же.
Kokyu Nage - лишь элемент Wa No Seishin, а это намного больше, чем простое
дыхательное упражнение. К тому же он должен стараться принимать правильное
положение, хорошо держаться на ногах, никогда не терять вертикального положения
(Shisei). Особенностью Wa No Seishin является то, что они воспитывают также
эстетические чувства.
В
том числе практикант учится уважать партнера, согласовываться с ним, учитывать
свои особенности, свою физическую силу и его возможности. При этом развиваются
основные принципы взаимопомощи, разделения, сотрудничества, которые передают все
богатство отношений в Айкибудо. Речь идет именно о принципе взаимопомощи. Все
здесь объединилось в одном виде деятельности, к которому направлена вся
практика.
А связь с техникой?
Мы сказали, что Wa No Seishin - идеальное движение в Айкибудо. Тем не менее,
когда ход действий прерывается, тогда уже возникает необходимость в технике.
Действительно, из-за этого прерванного движения приходиться хватать партнера за
рукав, руку, голову, даже кимоно - так начинается проведение приема. Здесь
техника является частью движения, при котором защищающийся смещается в сторону
от линии атаки, что бы преждевременно закончить действия нападавшего ударом
(Atemi), выбросом тела, выворачиванием сустава, что приводит к падению.
Из этого следует, что из одного движения могут вытекать многочисленные техники.
Просветительные аспекты Wa No Seishin, те, что получили наиболее высокое
развитие, существенны в установке техники. Здесь встречаются те же компоненты,
как Tai No Sen, Kime, Kiai и Zanshin. Занимаясь этой техникой, практикант
избавляется от страхов, он начинает верить в себя и учится управлять своими
эмоциями. Ему удается также направлять свою энергию (Ki No Nagare), что является
основой занятий военным искусством. Некоторые направления Wa No Seishin служат
для того, чтобы лучше понимать определенные техники. Например, Koshi Nаge, где
нужно осуществить захват Ryote Dori в Kihon Nage Wasa. Понятие о 0 Iri Mi
является сложным для понимания и постоянно поддерживать партнера в движении -
дело нелегкое. До выпада партнер часто останавливается, что ставит под угрозу
возможность заставить его упасть.
Wa No Seishin, применяющийся в Koshi Nage, позволяет решить эту проблему. Всегда
при осуществлении захвата Ryote Dori партнеру сообщается круговое движение, руки
открыты, падение может быть осуществлено, только если партнер постоянно
находится в движении. Тогда Koshi Nage снова вступает в полную силу и может
присоединиться к движению.
Другие Wa No Seishin относятся непосредственно к технике. Например, Shiho Nage
или Ude Garami.
Разные Wa No Seishin
В
программах Айкибудо, касающихся аттестации, Wa No Seishin сначала
классифицируются в зависимости от вида падения. Встречаются Wa No Seishin с
падением вперед (Mae) и назад (Ushiro). Следует уметь различать эти две
категории с начала обучения. Необходимо также различать захваты, в том числе
захваты сзади. Для получения второго дана прибавляется форма Hamni Handachi Wasa
(защищающийся находится на полу, а нападающий стоит). Техника работы остается
такой же, как и при работе стоя, но движения при этом осуществлять сложнее.
При более высокой степени подготовки занимающегося Wa No Seishin может
осуществляться в форме Randori, требующей не только мгновенной реакции и
адаптации к захвату, но также и эмоционального настроя.
И
в заключение:
Язык Учителя Алана Флоке очень выразителен. Одна из его цитат особенно отражает
сущность этой статьи: «Движение - это солнечный мир. Техника является частью
этого мира».
www.aikibudo.ru