Ученики и учительское зеркало.
Когда учитель и ученики являются спутниками на
дороге Вселенной, они являются также и двойным зеркалом, в котором каждый
отражает другого. Добродетели и грехи учителя просматриваются в ученике и
наоборот. Если ученик учится искренне, то и учитель будет обучать искренне, и
оба будут становиться более зрелыми и прогрессировать вместе. Если ученик будет
непочтительным к учителю или будет проявлять интерес к одним только техническим
приемам, то учитель узнает это, и ученик не сможет научиться лучшему из того,
что может предложить учитель. Даже если учитель совершенно искренен при своём
инструктаже, ученик такого рода вряд ли поймёт его. Раз вы настроили себя на
учёбу под руководством одного определённого учителя, не используйте свой
незрелый дух для его критики. Учитесь с таким энтузиазмом, чтобы казалось, будто
бы вы переняли его привычки.
Естественно, дух учителя находит своё отображение
и в учениках. Если учитель тщеславен, то и ученики будут таковы. Если он
чванлив, то и ученики таковы. Если он обращается с ними бережно, то и они
оплатят ему тем же. Учитель, объясняющий правильные принципы Айки-до и
претворяющий их в жизнь, будет иметь хороших учеников. Если учитель - это
зеркало ученика, то справедливо и обратное. Учитель, обнаруживший свои
собственные привычки у учеников, должен отнестись к этому как к своему
собственному отражению. Образ, который видит учитель в своих учениках - это
указание ему на то, чтобы он прилагал свои усилия ещё более упорно.
Инструктор, обучающий принципам Айки-до, принципам Вселенной, не должен
забывать, что ученики наблюдают за ним. Ваши собственные слова и действия должны
соответствовать принципу единства слова и дела, который вы излагаете. Жизненно
важно сохранять понимание того, что вы можете учиться у учеников.