При подаче материала ставьте перед учениками
такие задачи, чтобы иметь реальную возможность их выполнить.
Практически это означает, что когда вы постоянно
увеличиваете требования к своим ученикам, вы должны это делать в пределах,
доступных в данный момент ученику. Как правило, для оценки действий ученика
тренер выбирает определённые критерии (например: высота, длина, усилие и т.
д.). Каждый раз, когда ученик правильно выполняет порученное, он должен получать
так называемое положительное подкрепление (например: специальное слово
или жест). В единоборствах положительным подкреплением является система
цветных поясов, ученических и мастерских ступеней. Хотя этой системе около ста
лет, она широко распространилась по всему миру.
Если вы повышаете критерий так сильно, что
ученику надо совершить усилие значительно больше, чем он ранее совершал для вас
- неважно, делал или не делал он это для себя, - вы сильно рискуете. Процесс
выработки поведения может быть сорван. Могут появиться привычки, подавление
которых потребует много времени.
Самый быстрый - а иногда единственный - способ
сформировать поведение - это увеличивать критерии такими ступеньками, чтобы
ученику легко давалось постоянное улучшение поведения. Непрерывный, пусть даже
медленный процесс приведёт вас к поставленной цели гораздо быстрее, чем попытки
форсировать быстрый прогресс с риском потерять всё выработанное поведение.