Давайте теперь рассмотрим слова О-сэнсэя
в свете тех принципов, в которых работает человеческое тело.
“Правильная поза отражает правильное состояние
ума”. Когда человек спокоен и его ум
находится в спокойном состоянии, то и поза человека отображает его внутреннее
состояние. Как правило, руки человека в такой позе свободно опущены, ступни ног
расположены довольно близко друг к другу, спина прямая и ненапряжённа. Именно в
такой позе О-сэнсэй и демонстрировал своё искусство. (Сравните с позами,
которые мы часто видим в пособиях по Айки-до: руки подняты перед грудью,
пальцы напряжены и растопырены, ноги расставлены для обеспечения мнимой
устойчивости. Такая поза отражает только напряжение ума человека, но не его
спокойствие).
“Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать
кисти рук, стопы и бёдра прямыми и центрированными.”.
Для того, чтобы человек смог свободно двинуться в любом направлении, проекция
его центра тяжести должна находиться в центре площади фигуры, образованной его
стопами. Если человек находится в такой стойке, когда проекция центра тяжести
смещена к какой-либо ноге, стойка теряет свободу передвижения: если, например,
человек переносит центр тяжести на ногу, которая стоит спереди, то двигаться
назад будет довольно тяжело, так как возникает необходимость к перегруппировке
тела, на что в некоторых ситуациях попросту нет времени. Чем ниже стойка
человека - тем выше его устойчивость, но ниже подвижность; чем выше стойка - тем
ниже устойчивость, но выше подвижность (человек, у которого ступни ног
поставлены вместе вообще лишён и подвижности и устойчивости). Те низкие стойки,
которые мы привыкли наблюдать во многих единоборствах - это результат работы с
грубой физической силой. Например, в момент удара рукой, человеку просто
необходимо стать в широкую стойку, в противном случае он будет отброшен назад
своей же силой (по закону сохранения импульса). В Айки-до же нет
противодействия силе противника, как и нет передачи усилия, так как в Айки-до
не работают с весом противника. Когда нагэ проводит техники, он работает
максимум с весом руки укэ, а всем остальным телом укэ управляет
сам. Поэтому и стойка у нагэ естественная, ненапряжённая и высокая. Ноги
в такой стойке не сгибаются, а лишь слегка пружинят в коленях для обеспечения
плавности передвижений. Руки в стойке также прямые, но не протянуты перед собой,
а свободно опущены. Изначальная расслабленность даёт возможность практически
мгновенно выполнить любое движение, что так важно для немедленного реагирования
на атаку.
“Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и
нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником
спереди и сзади, справа и слева”.
В Айки-до важным фактором является
согласованность движений всех частей тела. Если выразиться терминами ки,
в Айки-до требуется наполненность энергией ки всех частей тела,
причём источником этой силы всегда должна быть хара (центр) . Если
айкидока не наполнит энергией ноги или руки, или теряет центр, то его стойка при
проведении техники будет крайне неустойчива, а самому айкидоке для
восстановления своей позиции придётся применить грубую физическую силу, которая
выразиться в напряжении мышц, а это в свою очередь будет сковывать его
движения. Но даже если айкидока будет выливать свою ки мощно и
постоянно, но применит её не в мягкой, а в жёсткой форме, то это уже не будет
Айки-до. Применение жёсткой ки может привести к тяжёлой травме или
даже к смерти нападающего, что абсолютно не приемлемо в Айки-до, целью
которого является защита всего сущего на Земле.