Следующее, чему в Айки-до уделяется
внимание - это контроль при падениях. В Айки-до есть термин "укэми"
- "искусство страховки". Тони Теленанс в своей книге "Айки-до.
Кэн-до." пишет:
"Слово "укэми" содержит идею обороны.
Действительно, речь идёт об обороне, предназначенной смягчить падение в
результате броска. В Айки-до используют в основном два типа страховки:
усиро укэми (страховка назад) и мае укэми (страховка вперёд).
Заметим, что в противовес дзю-до, в Айки-до падают не ударяя
рукой о ковёр. Чтобы смягчить падение, ограничиваются спокойным катанием
вперёд или назад, исходя из обстоятельств."
Так как Айки-до защищает анатомическую
целостность всех участников поединка, то укэми применяется к противникам
тоже. Для этого из Айки-до исключены все типы техник, которые могут
привести к травме противника в результате его неконтролируемого падения.
Истинные техники Айки-до не бросают противника, а проводят противника к
такой ситуации, при которой он сам опрокидывает или улаживает своё практически
неконтролируемое тело (как правило в положение лёжа лицом вниз, которое
практически исключает дальнейшие агрессивные действия). А, исходя из искусства
укэми, термин "нагэ" (бросок) в Айки-до используется в
другом ракурсе, а не так, как в дзю-до или дзю-дзюцу. Если в
других единоборствах броски выполняются с применением силы для отрыва
противника от земли с дальнейшим его опусканием на землю (иногда с
дополнительным разгоном), то броски в Айки-до - это, в основном,
результат действий самого нападающего, его попытка уйти от нейтрализации,
которую ему проводит айкидока. Так как противник зла себе не желает, его
падения на землю есть результат подсознательной попытки выхода из нейтрализации.
А подсознание противника (на базе инстинкта самосохранения и накопленного опыта
из всей прожитой жизни) всегда выбирает наиболее безопасный путь.
Читатель может задать вопрос: как же тогда
воздействовать на тело противника и надо ли на его воздействовать вообще?
Отвечать на этот вопрос будем последовательно.
Во-первых, чтобы противник упал, воздействовать
на его тело необязательно. Это подтверждает сам Морихэй Уэсиба. В
последние годы своей жизни его техники были легки и воздушны. А на
документальных лентах, которые запечатлели его техники в этот период, мы видим,
что руки О-сэнсэя во многих техниках вообще не прикасаются к укэ.
Это лишний раз доказывает, что принципы Айки-до в корне отличаются от
принципов других единоборств. Более подробно этот момент мы рассмотрим в
следующей части этого пособия.
Во-вторых, в Айки-до присутствуют техники,
при которых контакт необходим (в частности при техниках нейтрализации). Но
воздействие на тело противника при непосредственном контакте также отличается от
других единоборств. Следует обратить особое внимание на следующее: если человек
будет применять техники Айки-до, но мыслить при этом критериями другого
единоборства, например дзю-до, то, как правило, эти техники не будут
ни эффективны, ни легки, ни быстры, а тот, кто их применяет, убедившись
на некотором опыте в неработоспособности таких техник, будет всё больше
тяготеть к какому-то стилю дзю-дзюцу или тому подобное.
А теперь, в свете вышеизложенного, автор хотел бы
обратить внимание на такой важный момент, как выбор стойки нагэ.
Все, кто хоть бегло знакомился с Айки-до,
заметили одно существенное отличие Айки-до от других единоборств, а
именно - отсутствие разнообразных стоек. В Айки-до применяется только
одна стойка, которая называется "ханми-камае". Эту стойку можно
рассматривать как производную от естественной стойки сизэн-но-камае (от
яп. "сизэн" - природа). Вот как Морихэй Уэсиба описывает положение
тела айкидоки:
"Правильная поза тела отражает правильное
состояние ума. Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и
бёдра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться
свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой ум,
тебе обеспечен успех в любом предприятии. Тело должно быть треугольным, сознание
- круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой
устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и
совершенство, неисчерпаемый источник технических приёмов. Квадрат - это
прочность, основа всякой власти.
Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и
нижнюю части своего тела. Входи, поворачивайся и сливайся со своим противником
спереди и сзади, справа и слева."