Хотя Мотидузки прозанимался под руководством Уэсибы в Токио до своей болезни
всего несколько месяцев, основатель Айкидо высоко оценивал его успехи в
овладении своей школой. Во время поездок из столицы в Киото для проведения
семинаров, которые устраивало общество Дай Нихон сэнъёкай, спонсировавшееся
религиозной общиной Омотокё, Уэсиба каждый раз навещал своего ученика и давал
ему новые уроки. В июне 1933 г. он официально вручил Мотидзуки два свитка по
школе Дайто-рю. Первый из них называется ?Дайто-рю Айки Будзюцу?, в плане
содержания этот текст идентичен ?Дайто-рю Айки Дзюдзюцу хидэн мокуроку?, который
Сокаку Такэда вручал своим ученикам после прохождения ими первой ступени
обучения. Второй свиток называется ?Хидэн оги?, это макимоно школы Дайто-рю,
которое получали ученики, успешно овладевшие программой второй ступени обучения.
Оба документа имеют подпись ?Моритака Уэсиба, ученик Сокаку Такэда? и скреплены
печатью с надписью ?Айки Дзюдзюцу?.
В
1938 г. Мотидузки получил приглашение на работу в качестве инструктора будо в
средней школе для монгольских детей в г. Баотоу и в одиночку отправился в
Монголию. С 1940 г. он работает в административном аппарате Монголии ? сначала в
качестве постоянного консультанта - секретаря правительства, а позднее ? в
качестве советника правительства Монголии в провинции Ласаци.
Вернувшись в Сидзуоку, Мотидзуки возобновил свои контакты с Морихэем Уэсибой,
который попросил его оказать ему помощь в руководстве токийской штаб-квартирой (хомбу-додзё)
Айкикай.
В
1951 г. по приглашению только что открытого в Париже отделения Международного
научно-исследовательского института университета Нихон Мотидузки выехал во
Францию для изучения экономики этой страны.
К
тому времени в этой стране уже было несколько клубов Дзюдо, и, конечно же,
Мотидзуки не преминул познакомиться с местными борцами. В числе других ему
довелось побороться с бывшим чемпионом Франции по Дзюдо. Подготовлен он, видимо,
был не очень хорошо: сделав несколько попыток провести бросок, он выдохся,
потерял концентрацию и, пропустив атаку, оказался на татами после мощнейшего
броска.
Приездом такого специалиста по Дзюдо не преминуло воспользоваться Общество
инструкторов Французской ассоциации Дзюдо. Ведущие тренеры Франции упросили
Мотидзуки вести курс повышения квалификации. Параллельно при поддержке
Ассоциации мастер открыл для желающих преподавание Айкидо и искусства меча
Катори Синто-рю. Нужно особо отметить, что это был первый случай преподавания
искусства О-Сэнсэя Уэсиба заграницей.
Пропаганда будо в Европе в то время была делом непростым, и порой Мотидзуки
приходилось на практике доказывать преимущества Дзюдо и Айкидо. За два с
половиной года пребывания во Франции ему пришлось пять раз защищать честь будо в
схватках с представителями других единоборств. И во всех он с легкостью одолел
своих противников. Как потом вспоминал Минору, наилучшим средством для остужения
пыла оппонентов японских боевых искусств оказались удушения до потери сознания
оппонентом.
В
послевоенные годы уже зрелый мастер, Мотидзуки постепенно создает композитную
систему боевого искусства (сого будо), которая вобрала в себя элементы Дзюдо,
Айкидо, Каратэ, Катори Синто-рю и других школ. Эта новая система по названию
старого сидзуокского зала ее основателя получила название ?Ёсэйкан?. А на ее
эмблеме была запечатлена знаменитая гора Фудзи, которая прекрасно видна из
сидзуокского хомбу. Увидеть Фудзи-сан можно и в подписи мастера
Философия Сэнсэя Мотидзуки несет на себе сильный отпечаток влияния философских и
этических идей двух его главных учителей: Дзигоро Кано и Морихэя Уэсиба.
Мыслитель-рационалист Кано и мистик Уэсиба каждый по-своему учили его в сущности
одному и тому же: победа - не главное на ?воинском пути?, подлинное назначение
будо заключается в формировании характера и воспитании личности, а, в конечном
счете, в установлении гармонии в обществе и космосе.
Мотидузки периодически встречался с основателем айкидо вплоть до самой смерти
О-Сэнсэя в 1969 г., хотя его организация и не подчинялась хомбу-додзё Айкикай.
В
Японии Минору Мотидзуки тренировал своих учеников в Сидзуоке, писал статьи и
книги по различным аспектам будо, а с 1976 г. в течение почти двух десятилетий
читал лекции в Кодокане для обладателей высших данов Всеяпонской федерации
Дзюдо. Огромные усилия мастера по изучению и распространению японского будо,
достижения в его практическом овладении и теоретическом осмыслении получили
всеобщее признание. В 1981 г. Международная федерация японских будо присвоила
ему 10-й дан Айкидо и почетное звание Мэйдзин. В 1990 г. он бы избран Почетным
президентом Международной федерации японского будо.
В
1998 г. Минору Мотидзуки переехал во Францию к своему сыну и ученику - Хироо
Мотидзуки.
Сэнсэй Мотидзуки - автор нескольких книг, в том числе томика поэзии, что еще раз
заставляет задуматься о том, сколь щедро одарила природа этого мастера будо.
Сэнсэй Минору Мотидзуки покинул этот мир 30 мая 2003 года в возрасте 96 лет
оставив о себе память как о человеке, в котором воплотился идеал истинного
самурая «бумбу рёдо» - «совершенство в гражданских и военных искусствах».
www.aikibudo.ru