Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Практика кунг-фу Прецедентная педагогика ушу.

Когда мы начинаем изучать систему преподавания традиционных китайских боевых искусств, то видим что она сильно отличается от европейских аналогов, особенно от современных систем подготовки, существующих в спортивно-прикладных единоборствах. Для сохранения и развития традиционных методик подготовки, существующих в ушу, необходимо найти их сходства и различия с имеющимися методиками современной Теории и методике физического воспитания, а также показать несводимость ушу к чистой физической культуре и спорту, как это пытаются сделать многочисленные тренеры и спортсмены. Для этого мы публикуем серию статей, которые призваны помочь нам в изучении боевых искусств Китая, а также помогут лучшим образом организовать процесс их преподавания.

       Прецедентная педагогика ушу.

       История развития любых боевых искусств всегда связана с развитием воинского ремесла. Если говорить о китайских боевых искусствах, то учитывая общий возраст китайской цивилизации, можно сказать, что они формировались как совокупность различных систем боевой подготовки на протяжении более трех тысяч лет. До XVII века боевые искусства практически ни чем не отличались от систем воинской подготовки, как по тактико-техническому, так и по методическому арсеналу. Появление же полноценных боевых искусств относится к периоду династии Цин (1644 – 1911 г.г.), в этот период формируются основные стили ушу и находят свою внешнюю реализацию внутренние принципы ушу, которые позволяют вывести мастерство управления противником в бою на удивительную высоту, граничащую с чудесностью.

       При всей неоднородности подходов к обучению различных школ и учителей, все-таки можно выделить ряд общих особенностей и закономерностей, характерных для всех стилей и направлений китайских боевых искусств.

       Главную особенность обучения в ушу, на мой взгляд, можно образно выразить так: «мастер выращивает ученика как садовник». Т.е. он создает условия, в которых ученик будет наиболее полноценно развиваться, и корректирует это развитие в нужном направлении. Для сравнения скажу про западный вариант: педагог ваяет ученика как скульптор, формирует знания, умения и навыки, развивает его физические, психологические и другие личностные качества, сообразно поставленной задаче. Разные подходы (растить и ваять/конструировать) – разные результаты: творческая личность или исполнительная машина. В первом варианте ученик вырабатывает жизненно необходимые качества преодолевая трудности, которые создает учитель (зачастую просто пытается выжить, не отступив от истинного пути развития), в другом же варианте становится «запрограммированным биороботом», которому предстоит заново учиться адекватно реагировать на различные жизненные ситуации без помощи учителя.

       Китайский вариант воспитания базируется не только на создании для ученика проблемных ситуаций (развивающих условий), но и использует значительный опыт предыдущих поколений учителей-учеников, которые совершили все возможные открытия и ошибки в области воспитания профессиональных и личностных качеств бойца. При формировании систем подготовки в ушу использовалась не «Научная теория воспитания», а метод проб и ошибок, так сказать «естественный отбор» педагогических форм, средств и методов, да и учеников тоже. В результате сформировался системный подход в воспитании (обучении, развитии и воспитании) ученика, который базировался на прецедентах – на стереотипных решениях проблемных ситуациях, которые уже возникали когда-либо, на путях (формах, средствах и методах) их благополучного преодоления.

       Таким образом, учителя «истинной традиции/передачи» (чжэньчуань) накапливали и передавали подобные прецеденты, случавшиеся во время поединков (тактико-технические прецеденты) и обучения (педагогические прецеденты), которые становились матрицей для дальнейшего обучения. Назовем совокупность всех прецедентов архивом прецедентов, т.е. полным собранием всевозможных жизненных ситуаций, которые возникают в процессе обучения и жизни. Полнота передачи этих знаний (а не только личное боевое мастерство) могла свидетельствовать о преемственности традиции школы, что и подтверждалось самим учителем (часто в письменном виде). Полноценный последователь (преемник традиции) не просто великолепный боец, но обязательно человек, способный передать всю полноту внешней и внутренней традиции последующим поколениям учеников («передатчик» традиции; тот, кто сохраняет и транслирует ее на последующих учеников).

       В традиционном ушу массовый характер преподавания был только в тайных обществах и в армии, полноценное обучение всегда было индивидуальным. Можно сказать, что мастер не обучал своему стилю, а воспитывал ученика, поэтому обучение не могло не быть не индивидуальным.

       Учитель, видя природные задатки ученика, последовательно создает для него проблемные ситуации, которые берет из архива прецедентов (переданных ему в личном общении с мастером или из специальных сборников, которые, например, есть в шаолиньских архивах). Ученик остается один на один со своим заданием (которое всегда соответствует его уровню развития и потенциальным возможностям), но под неизменным контролем со стороны учителя. В процессе преодоления проблемной ситуации ученик либо «превозмогает себя» и справляется с поставленной учителем задачей, либо отступает (естественный отбор учеников с «небесным талантом» - тяньцай), после чего не стоит ждать милости от учителя…

       Если в процессе преодоления проблемной ситуации возникают трудности со здоровьем, то в архиве прецедентов найдется соответствующая рекомендация, которая поможет исправить сложившуюся ситуацию. Роль учителя не сводится к механическому контролю, он оказывает моральную (не обязательно проявленную) поддержку ученику, способствует формированию подобающей мотивации и подсказывает направление пути, но опять же, может использовать парадоксальную помощь, когда указывается направление, в котором не нужно идти…

       За долгий период существования традиционных школ сформировалось целостное и всестороннее учение, позволяющее воспитать идеального человека, сочетающего в себе боевое мастерство (у – военное, в значении «природное») и нравственную чистоту (вэнь – гражданское, в значении «культурное»), совершенство физического (шэнь) и духовного (синь). Можно смело сказать, что ушу сочетает в себе как минимум два искусства: искусство управления противником и искусство взращивания идеального человека, которому нужно уделять не менее пристальное внимание. Без педагогического искусства невозможно полноценное сохранение искусства боя, а боевые искусства могут вновь стать лишь способом ведения боя и красивым зрелищем…

       А.Н. Оводов

       Президент Вологодской городской федерации ушу

       Вице-президент Вологодской региональной

       Федерации традиционного ушу

http://www.kungfu.ru/article.html?rid=2&id=33

 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)