|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Ху Минъюэ Мой взгляд на принципы тайцзицюань. Часть 1 - Ушу Тайцзи-цюань - Кунг Фу (Ушу)В последнее время
в Китае и за рубежом все больше и больше людей обращаются к тайцзицюань, но при
этом отмечаются значительные расхождения в понимании этого вида гимнастики,
особенно в толковании ряда важных понятий и представлений тайцзицюань, что
оказывает влияние на эффективность занятий. Практические цели — продление жизни,
кулачный бой и самозащита, эстетическое удовольствие — могут быть достигнуты
только на основе правильного понимания принципов и методов тайцзицюань. В этой
статье автор надеется осветить ряд вопросов, касающихся сущности, особенностей
тайцзицюань и некоторых связанных с ним понятий, а также внести ясность в
имеющие хождение в обществе представления. 1.Тайцзицюань — одна из составных частей целостной культуры китайской нацииВ настоящее время
тайцзицюань получает все большее распространение за пределами Китая. Причины
этого феномена кроются в том, что этот вид гимнастики обладает оздоровительным
воздействием, является профилактическим средством против различных заболеваний.
Немаловажную роль в распространении тайцзицюань сыграла политика расширения
связей с внешним миром, проводимая Китаем в последние годы. Однако популярность
тайцзицюань за рубежом объясняется еще одной важной причиной, о которой говорят
сами иностранцы, а именно тем, что тайцзицюань впитал в себя богатство восточной
философской мысли, и изучение тайцзицюань позволяет глубже проникнуть в тайны
традиционной китайской культуры. Это на самом деле так, ведь культура Китая —
это не разрозненные школы и направления, а их органическое един- ство, их
совокупность. Многие считают, что тайцзицюань — вид кулачного боя даосов, однако
это общее-заблуждение и дело обстоит иначе. Несомненно, тайцзицюань тесно связан
с учением даосов, а теоретические положения этого учения об инь и ян, «пяти
первоэлементах», «восьми триграммах» составляют принципиальную базу тайцзицюань.
Но нельзя ведь всерьез принимать легенду о том, как Сюаньи (даосское божество,
жившее, по преданию, на горе Удан) приснился монаху Чжан Саньфэну и обучил его
приемам нападения и защиты тайцзицюань. Вполне же достоверно то, что в самых
первых комплексах тайцзицюань, разработанных родом Чэнь из деревни Чэньцзягоу
уезда Вэнь провинции Хэнань, существовали стойки "мальчик молится Будде",
"бородатый монах держит чашку", "старый монах звонит в золотой колокол", "тигр
готовится к прыжку". Наличие в этих названиях буддийских терминов
свидетельствует о том, что тайцзицюань нельзя считать видом кулачного боя
даосской школы. Это во-первых. А во-вторых, корни тайцзицюань лежат в
шаолиньцюань, боевом искусстве монахов монастыря Шаолинь, что также
подтверждается общностью терминологии, например: "две вершины проникают в уши",
"кулак семи звезд", "одиноко стоящая золотая курица" и т.д. Этот факт также
свидетельствует о тесной связи тайцзицюань с искусством кулачного боя,
развивающимся в рамках буддийской школы Шаолиня. Значит, рассматривая
тайцзицюань как трансформацию шаолиньцюань, нельзя отрицать влияния на него и
религиозно-философских воззрений буддизма. Помимо этого, просматривается
определенная связь между тайцзицюань и конфуцианством, ведь понятие "тайцзи"
("великий предел") впервые появилось в главном каноне конфуцианского "пятикнижия"
— "Чжоуской книге перемен". Чэнь Си в своем труде "Тайцзицюань по Чэню в
картинках" указывает, что "для того, чтобы заниматься тайцзицюань, надо быть
просвещенным и усвоить хорошие манеры, чтобы обучать, нужно прежде усвоить
теорию, учиться". Эти требования, без всякого сомнения, можно отнести к
идеям конфуцианства. Мало того, тайцзицюань имеет непосредственное отношение и к
"медицинской школе", поскольку в нем большое внимание уделяется биологически
активным точкам и энергетическим каналам. Таким образом,
обобщая все сказанное, тайцзицюань можно назвать одной из специфических
разновидностей искусства кулачного боя как составной части китайской
национальной культуры, вобравшей в себя все самое ценное из философских
представлений и идейных воззрений различных традиционных китайских школ и
направлений. Как метко заметил Чэнь Си: "Хотя тайцзицюань — это воинское
искусство, но оно пронизано культурой". 2.Отличительной чертой тайцзицюань является "сила вытягивания нити"Буддизм от других
религиозных учений отличают определенные символы учения: для буддийского течения
хинаяны — это "не-я", "изменчивость", нирвана; для махаяны — это "единая
истинная сущность". Тайцзицюань от других направлений искусства кулачного боя
отличает как раз "сила вытягивания нити". Чэнь Си в "Тайцзицюань по Чэню в
картинках" прямо указывает на это: "Занятия тайцзицюань требуют уяснения
понятия "сила вытягивания нити". "Вытягивание нити" — это способ движения
"средней ци". Без понимания этого не может быть понимания тайцзицюань".
Иными словами, "сила вытягивания нити" — это уникальное понятие, присущее
тайцзицюань и отличающее его от других видов кулачного боя. И хотя тайцзицюань
благодаря усилиям энтузиастов видоизменяется и обновляется, свидетельством чего
может служить тайцзицюань школы Чэнь, для определения истинного тайцзицюань
имеется один критерий — "сила вытягивания нити". Поэтому все, что мы часто видим
во время показательных выступлений, на соревнованиях, в повседневной жизни, если
при этом отсутствует ощущение движения "силы вытягивания нити" в теле, — все это
имеет весьма далекое отношение к истинному тайцзицюань. Действительное
постижение сущности и секретов теории и практики тайцзицюань возможно только при
условии правильного применения метода "вытягивания нити" для каждого участка
тела, надлежащей согласованности между ними, в результате чего достигается
состояние легкости, расслабленности и радости, естественного раскрепощения,
покоя и просветленности. Все остальные
требования, как, например, "расслабленная шея, напряженная макушка", правильное
расположение тела относительно центральной оси, "расслабленные плечи,
свешивающиеся локти", "округлая промежность, согнутые колени" и другие, призваны
лишь способствовать правильному движению "силы вытягивания нити", а поэтому они,
являясь частными рекомендациями, не могут служить отличительными признаками
тайцзицюань. Правильность этого утверждения подтверждается еще и тем, что эти же
требования характерны и для других видов искусства кулачного боя, в частности
для шаолиньцюань. |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|