1.ЮЙ БЭЙ ШИ
(Исходное положение)
Рис.1
Ноги на ширине плеч стопы параллельно, тело прямо, руки
свободно висят вдоль тела, взгляд прямо перед собой. Рис. 1.
Примечания:
1.Следует соблюдать принципы:
сюйлин дин цзинь (см. выше);
ци шэнь даньтянь - ци опускается в точку дань тянь;
вэйлюй чжун чжэн - положение копчика прямо и по центру;
хань сюн бо бэй (см. выше);
При этом главным условием является полная расслабленность
всего тела, т.н. ли шэнь чжэн ань шу (стоять строго вертикально, сохранять центр
и максимально расслабиться). Этот принцип является определяющим на протяжении
всего выполнения комплекса. Вышеизложенные требования должны неукоснительно
соблюдаться наряду с другими, во всех движениях и даже если в дальнейшем о них
не будет упомянуто, те требования, которые будут выдвинуты к выполнению
последующих движений, не должны противоречить основным принципам тайцзицюань.
Так, например, при выполнении движения под названием лань цюэ вэй (схватить
птицу за хвост), начинающий легко допускает ошибку в том, что наклоняет тело
вперед или в сторону, когда делает толчок рукой прямо перед собой. Поэтому
всегда нужно помнить и соблюдать остальные общие положения, хотя о которых в
каждом конкретном случае может и не говориться.
2. Предплечья опушены вниз, плечи в суставах расслаблены,
пальцы естественно полусогнуты.
3. Настроение (цзин - шэнь) приподнято, сердце при этом
бьется спокойно. Нельзя допускать беспорядочности мыслей, все концентрируется
лишь только на мысли о том, как лучше и естественней выполнить комплекс
движений.
4. То, как точно ты выполнены принципы для
подготовительного положения, во время настроя перед исполнением - будет зависеть
правильность всех последующих движений. Начинающий должен это хорошо усвоить.
2.ЦИ ШИ
("Пробуждение")
Движение 1. Обе руки в предплечьях медленно поднимаются
вверх до уровня плеч. Кисти расположены друг от друга на ширине плеч и ладонями
смотрят вниз. Рис. 1
Движение 2. Локти опускаются вместе с кистями, которые
занимают положение у бедер (они как бы давят вниз на какой-то предмет). Пальцы
направлены вперед, ладони смотрят вниз, взгляд прямо перед собой Рис.2.
Примечания:
1. Перед тем, как начать движение рук вверх, необходимо еще
раз проверить, как соблюдаются требования к подготовительному положению,
собраться, а уж потом приступать выполнению. При этом сознание направляет
движения так, чтобы мысль всегда опережала движение, что соответствует принципу:
"Порождённое сердцем воплощается в движении тела", т.е. в начале в сердце, а
затем в теле. Так, например, перед тем как поднять руки до уровня плеч следует
представить себе, каким образом это будет происходить, а затем, в соответствии с
этим представлением, начать медленное движение руками. Это и есть проявление
единства внутреннего и внешнего. Даже тогда, когда движение будет хорошо
отлажено, необходимо выполнять данное требование, иначе внутреннее и внешнее
легко теряют взаимодействие, что сразу же отразится на правильности движения.
2. Во время практики тайцзицюань следует строго соблюдать
принцип шэнь цзянь суй чжоу (см. выше). При выполнении движения плечи не следует
поднимать вверх и напрягать. Локти остаются чуть в согнутом положении сначала и
до конца, и опускаются, следуя за кистями. Руки должны всегда находиться в таком
положении с тем, чтобы предплечья были чуть приподняты, что позволяет
естественно опуститься и смотреть вертикально вниз. Если такое положение
нарушается, то сразу же плечи поднимаются вверх, ци не опускается вниз и сила не
проявляется.
3. Следует "посадить" запястье. Для этого основание кисти
чуть опускается, а пальцы приподнимаются к верху. Однако не следует делать это
чрезмерно, и тем более с напряжением. Следует помнить, что главный критерий
правильного движения и положения тайцзицюань - это естественность. Только при
правильном положении основания кистей цзинь сможет дойти до пальцев, т.к. пальцы
- есть проявление силы и состояния тела. Все движения комплекса тесно
взаимосвязаны между собой и плавно переходят одно в другое, поэтому не следует
делать остановки, а тщательно следить за равномерностью движения, его мягкостью
и непрерывностью. Например, между тем, когда руки поднимаются вверх до уровня
плеч и их движением вниз не должно быть остановки, т.к. здесь действует принцип.
Этот принцип распространяется на все движения тайцзицюань.
4. Пальцы естественно расслаблены и не следует с силой и
напряжением разводить их. Также не следует слишком расслаблять пальцы. Ладони
слегка вогнуты.
http://taijiquan.narod.ru/