В вышеописанном проявляются законы тайцзицюань, поэтому мы
и называем кулачные методы внутренней семьи Чжан Саньфэна с гор Удан "Южной
ветвью тайцзицюань", ныне полностью исчезнувшей.
3."Хроники области Нинбо",
раздел "Биография Чжан Сунси"
Чжан Сунси любил драться, учился у почтенного Сунь Шисаня.
Говорят, что эти методы происходят от Чжан Саньфэна, жившего при династии Сун.
Саньфэн был киноварным человеком с гор Удан, император Хуй-цзун зазывал его.
Однажды во сне божество передало ему кулачное искусство, очнувшись он одним
гвоздем убил свыше ста бандитов, так эти удивительные методы прославились в
мире. От Саньфэна и до годов правления под девизом "Цзяцин" [прим.перев. -
1522-1566] эти методы были переданы Сы Юэ, и Сунси стал наиболее прославившимся.
Сунси был почтителен как истый конфуцианец, к встречным относился с уважением,
те же кто пытался испытать его мастерство - терпели поражение и с извинениями
удалялись. Шаолиньские монахи своим мастерством в боевых искусствах были
прославлены на всю Поднебесную, и когда начались нападения пиратов-вако -
монахов пригласили отбить нападение. Монах лет семидесяти услыхал про Сунси и
пришел в Нинбо посмотреть на него, но Сунси спрятался и не вышел. Один молодой
подстрекатель предложил пойти поискать, и в одной из винных лавок они увидели
человека, по смешку монах опознал Чжан Сунси и предложил померяться силами.
Сунси сказал, что желающий померяться непременно должен зайти внутрь -
официально приглашается, смерти не будет - это он обещает. Сунси сидел, засунув
руки в рукава, монах прыжком заскочил внутрь и ударил ногой, Сунси чуть повернул
корпус, поднял руку и сопроводил его - и монах улетел как комок грязи, а упав на
землю возле лавки стал молить о пощаде. Однажды в город пришел некий человек и
стал требовать схватки с Сунси. Сунси не согласился, а предложил этому человеку
взять круглые камни в несколько сот цзиней весом каждый и положить их один на
другой. Сказав, что ему - семидесятилетнему человеку - негоже вступать в
поединки, Сунси с усмешкой выдохнул и ребром левой ладони расколол три камня на
две половинки.
4.Записки о Ван Шичжэне (отшельнике с гор Юйян)
В записках о Ван Шичжэне имеется такой текст: "в технике
кулачного искусства Шаолинь - это внешняя семья, Чжан Саньфэн с гор Удан - это
внутренняя семья. После Саньфэна с этим связан был Ван Цзун, Ван Цзун передал
Чэнь Чжоутуну из Вэньчжоу, Чжоутун жил при династии Мин в годы правления под
девизом "Цзяцин". Сегодня эти две семьи широко распространились на востоке
Чжэцзяна". Упомянутый здесь Ван Шичжэнь считается тем же человеком, что и живший
при царствовании сунского Хуй-цзуна Чжан Саньфэн, и живший на стыке династий
Юань и Мин Чжан Саньфэн [прим.перев. - у этих двух Саньфэнов разные омонимичные
последние иероглифы в именах].
(4)Упоминания о наработке Великого предела, передававшейся
в семья Сун Юаньцяо
Господин У Тунань в конце правления под девизом "Гуансюй"
на первом году правления под девизом "Сюаньтун" (1909) приобрел книгу "О ветвях
и происхождении наработки Великого предела, передававшейся в семье Сун",
подлинный текст которой таков:
О ветвях и происхождении наработки Великого предела,
передававшейся в семье Сун
Записал Сун Юаньцяо
Называющиеся последующими поколениями - не утеряйте этой
книги. От меня и ранее, наработка Великого предела передается от весельчака Сюй
Сюаньпина, жившего при династии Тан, до меня - четырнадцать поколений. Есть
разрывы и есть непрерывность. Господин Сюй был из уезда Шэсянь что в
цзяннаньской [прим.перев. - "Цзяннань" (в буквальном переводе - "к югу от реки")
- это историческое название мест, находящихся к югу от нижнего течения Янцзы]
области Хуйчжоуфу, он скрылся из города на гору Яншань - это нынешняя гора
Цзыяншань, что к югу от областного центра. Рост имел семь чи шесть цуней, усы
свисали до пупка, волосы были длиною до пят, двигался как несущийся конь. Каждый
день приносил в город хворост на продажу, продав хворост покупал вина и вечером
возвращался. Где был его дом - никто не знал. Ли Бо [прим.перев. - знаменитый
поэт времен династии Тан] искал его - и не встретил, лишь в стихах описал. В
передаваемой наработке Великого предела кулачных названий - тридцать семь, это
названия тридцати семи форм. Еще называют "длинный кулак", ибо текут-текут не
прерываясь. Общее название - "кулак Великого предела из тридцати семи форм".
Список будет позднее.
Четыре прямых направления, четыре угловых направления,
руки-облака, натянуть лук и выстрелить в гуся, играть на пиба, атаковать с
преградой-перетаскиванием, форма совка для мусора, пара фениксов расправляет
крылья, воробей поднимает хвост, одиночный хлыст, поднимание руки вверх,
обратное изгоняние обезьяны, заграбастать вокруг колена в разноименном шаге,
удар под локтем, повернуться и толкнуть ногой, шагнуть с сажающим ударом, форма
косого полета, двойной хлыст, перевернуться с преградой-перетаскиванием, снующий
челнок нефритовой девы, семь звезд и восемь шагов, высоко тянуться с лошади,
одиночный раскрывающийся лотос, оседлать тигра, шаг девяти дворцов, поймать
воробья за хвост, гора сквозь спину, на дне моря завернуть жемчужину, щелкнуть
пальцами, раскрывающийся лотос и оборот корпуса, удар с нажатием пальцем,
двойной раскрывающийся лотос, золотой петух на одной ноге, гора Тайшань рождает
ци, развести гриву дикой лошади, словно запечатывая будто закрывая, разделяющая
нога влево и вправо, подцепить дерево пинком ноги, толкнуть и растереть, две
взлетающие ноги, обхватить тигра и толкнуть гору, скрестный раскрывающийся лотос
- всего сорок два приема. "Четыре прямых направления", "четыре угловых
направления", "шаг девяти дворцов", "семь звезд и восемь шагов", "одиночный
хлыст", "двойной хлыст", "двойной раскрывающийся лотос" отброшены - вот мое
используемое гунфу, мои тридцать семь, от учителя переданные мне. Нужно сначала
натренировать одну форму, а затем переходить к следующей, нельзя спешить и
изучать все параллельно, все тридцать семь форм. Не важно какую форму изучать
сначала, а какую - потом, нужно изучать их с применением, чтобы все тридцать
семь форм получались естественно, трансформировались друг в друга без разрывов,
потому и называют это "длинный кулак". Ноги топчут пять первостихий, внутри
скрыты восемь триграмм. "Наработку Великого предела семьи Юй" еще называют
"кулак прежденебесного" или "длинный кулак". Передается она от Ли Даоцзы. Ли
Даоцзы - из цзяннаньского Аньцина, до династии Мин жил в храме Наньяньгун в
горах Удан. Он не употреблял пищи, приготовленной на огне, ел лишь отруби,
потому люди называли его "Отрубевый Ли" или "Учитель Ли" [прим.перев. -
иероглифы "отруби" и используемый здесь иероглиф, который я перевел в данном
контексте как "учитель", имеют одинаковое чтение - "фу"]. Говорят, что живший
при династии Мин "Учитель Ли" - это тот же самый "Учитель Ли", что жил при
династии Тан. Когда я странствовал по цзаннаньскому уезду Цзинсянь, то побывал в
семье Юй и познакомился с "кулаком прежденебесного семьи Юй", сравнил его с
моими "тридцатью семью формами" - это другое название для "Великого предела".
"Наработка Великого предела семьи Юй" передается от танского Ли Даоцзы,
поколение за поколением внутри семьи Юй. Каждый год они кланялись хижине Ли
Даоцзы, которая до династии Сун еще существовала, в более поздние времена никто
уже не знал, где обитает Ли Даоцзы. Позднее я вместе с Юй Ляньчжоу отправился в
Хугуан [прим.перев. - провинция времен династии Мин, объединявшая нынешние Хубэй
и Хунань] в горы Удан что в округе Цзюньчжоу. Встретился даос с растрепанной
головой и грязным лицом, который спросил Юй Ляньчжоу: "Внук ученика, куда
направился?" Юй Ляньчжоу оскорбился: "Откуда ты такой взялся, что так
невоспитанно себя ведешь? Да я тебя одной ладонью прихлопнуть могу!" Даос
сказал: "Давай, внук ученика, посмотрим, что у тебя за ладонь!" Ляньчжоу
оскорбился до предела и, рванувшись, нанес удар, но лишь коснулся тела - и
отлетел на чжан. Тогда Ляньчжоу спросил даоса: "Что за мастерство ты
использовал? Я никогда такого не видел." Даос сказал: "А знаешь ли ты, кто такие
Юй Цинхуй, Юй Ичэн?" Юй Ляньчжоу осторожно ответил: "Это имена моих почтенных
предков". Тут он быстро упал на колени и спросил: "Никак вы их почтенный
учитель?" Ли Даоцзы сказал: "Я занимался этим несколько десятилетий. То, что ты
сегодня встретился со мной - это великий подарок судьбы. Приходи ко мне - и я
тебя кое-чему научу". С той поры у Ляньчжоу не только не было противников, он
стал способен использовать все тело. Позднее еще Юй Цижэнь отправился в горы
Удан чтобы поклониться учителю Ли, но не встретил его. В храме Юйсюйгуань в
горах Тайхэшань видели юйсюйского Чжан Саньфэна. У Чжан Саньфэна учились Чжан
Сунси и Чжан Цуйшань. Саньфэн занимался в этих горах совершенствованием в первый
год правления под девизом "Хунъу" [прим.перев. - 1368 год]. Юй Цижэнь искал в
горах учителя свыше месяца. У Сунси и Цуйшаня в стиле - тринадцать форм,
названиями от наработки Великого предела отличаются. Ли Даоцзы также передал Юй
Ляньчжоу устный секрет:
Нет формы нет образа, все тело проходит в пустоту,
необходимая вещь - естественность, в западных горах висит утес, тигриный рев и
обезьяний шум, источник чист - река спокойна, переворачивать реки и
разбрызгивать моря, весь характер тут же распоряжается.
http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/