Из вышеприведенных исторических документов очевидно, что
такой человек, как Чжан Саньфэн, действительно существовал, и даже попал в
официальную историю. Однако в этих исторических документах нет ни единого
упоминания о том, что Чжан Саньфэн имел хоть какое-то отношение к боевым
искусствам.
(3)Упоминания о кулаке внутренней семьи Чжан Саньфэна с гор
Удан
У Тунань называет кулачные методы внутренней семьи Чжан
Саньфэна с гор Удан "Южной ветвью тайцзицюань", с ней связаны следующие наиболее
важные исторические документы:
1."Тексты и наброски Наньлэя",
раздел "Надпись на могиле Ван Чжэннаня"
(отрывок)
"Шаолинь прославился в Поднебесной кулачными храбрецами, но
в основном в этом искусстве бьют людей, это там считается высшим. В так
называемой внутренней семье покоем покоряют движение, нарушат - воспользуешься и
набросишься, этим отличается от шаолиня, который именуют внешней семьей, впервые
это направление проявил живший при династии Сун Чжан Саньфэн. Саньфэн был
киноварным человеком с гор Удан, император Хуй-цзун зазывал его. Однажды в пути
во сне божество передало ему кулачное искусство, очнувшись он одним гвоздем убил
свыше ста бандитов. Искусство Саньфэна сто лет спустя достигло провинции Шэньси,
где лучшим в нем стал Ван Цзун. У Ван Цзуна перенимал науку Чэнь Чжоутун из
округа Вэньчжоу, который обучал односельчан. В годы правления под децизом "Цзяцин"
[прим.перев. - 1522-1566] лучшим в этом искусстве стал Чжан Сунси. Учеников у
Сунси было трое-четверо, самыми сильными стали Сы Юэ, Е Цзимэй (Цзиньцюань). Так
искусство достигло Сы Юэ. У Сы Юэ и Цзиньцюаня научились У Куньшань, Чжоу
Юньцюань, Дань Сынань, Чэнь Чжэньши, Сунь Цзицо, у каждого из них были свои
ученики. У Куньшаня научились Ли Тяньму, Сюй Дайюэ; у Тяньму научились Юй Бочжун,
У Цилан, Чэнь Маохун; у Юньцюаня научишся Лу Шаоци; у Чжэньши научились Дун Фуюй,
Ся Чжиси; у Цзицо научились Чай Сюаньмин, Яо Шимань, монах Эр, монах Вэй; ну а у
Сынаня обучился Ван Чжэннань". Также сказано: "Чжэннань сказал: Современные люди
стилем внутренней семьи не могут похвастаться, потому поддерживают это стилями
внешней семьи, это учение действует когда одряхлеешь..."
2."Исходный образец изучения Цзи",
раздел "Биография господина Ван Чжэннаня"
(отрывок)
"Господин Чжэннань отлично владел двумя искусствами -
кулачным боем и стрельбой из лука. Потому он давно и много протыкал тополя,
развлекаясь стрельбой из лука, а если говорить только о кулачном искусстве, то в
этом Господин был лучшим. Из внешней семьи - Шаолинь, это искусство совершенно.
Чжан Саньфэн стал искусен в шаолине, вернулся к истокам и обратил их, назвал это
внутренней семьей, постиг всю ее суть и полностью превзошел шаолинь. У Господина
учился Дань Сынань, который единственный постиг все полностью".
Из вышеприведенных двух документов касательно законов
кулачного искусства мы можем извлечь следующее:
"Покоем покоряют движение, нарушат - воспользуешься и
набросишься".
"Чжан Саньфэн стал искусен в шаолине, вернулся к истокам и
обратил их, назвал это внутренней семьей, постиг всю ее суть и полностью
превзошел шаолинь".
Запрещалось там следующее: ленивая рассеянность,
замедленность, перекошенность, трясущиеся плечи, старческий шаг, грудь колесом,
прямая вертикальность, слабые ноги, отошедшие локти, воткнутый кулак, скрученные
ягодицы, "раскрыть врата и поймать тень", сводить две руки вместе.
Натренировывать надо было до совершенства, не следует
оглядываться ради подражания чему-либо, доверяешь рукам и действуешь, вдоль и
поперек, вперед и назад, знаешь щели и главные сочленения.
В тренировке приемов - тридцать пять: разрубать, скоблить,
жестикулировать, стукать, опираться, сдергивать, теснить, вытирать косить,
стучать, качать, взмахивать, рассыпать, серп, шуметь, обертывать, нести на
плечах, стричь ножницами, разделять, вспарывать, свертывать, пробивать, цеплять
крюком, обуздывать, сверкать, разбавлять, обменивать, строгать, поднимать,
переворачивать, давить, испускать, втыкать, скоблить, подцеплять на крюк. (В
исходном тексте было два пропуска - прим.авт.).
В приседе непрерывно шагать - тело не двигается, ягодицы не
торчат.
Кулаки - не во многом, а лишь в усердном натренировывании
до сути, тогда шесть дорог и применение будет неистощимым, среди них разделяя на
инь и ян получаем всего лишь восемнадцать методов, а их трансформации дают сорок
девять.
Кулак подобен сбивающему цветы молоту, слева, справа, в
центре, спереди, сзади - везде достигает, нельзя ограничиваться лишь одной
стороной.
Приемы собраны отовсюду, из семидесяти двух опрокидываний,
тридцати пяти захватов имеем восемнадцать. Из восемнадцати - двенадцать. Ну а из
двенадцати концентрируем суть в пяти иероглифах: чтить, затягивать, напрямик,
усилие, касаться. В них суть кулачного искусства, чтобы ее изложить - нужно лишь
несколько знаков.
Согласно личному опыту автора, самая суть кулачных методов
внутренней семьи Чжан Саньфэна сконцентрирована в этих пяти иероглифах,
объясняются они так:
"Чтить" означает "быть осторожным". В "Сюнь-цзы"
[прим.перев. - трактат Сюнь Куана, написанный в III веке до н.э.] в разделе
"Укрепление государства" говорится: "Царь чтит день, гегемон чтит час". Смысл
этой фразы в том, что путь царя - строить долговременные и далеко идущие планы,
путь гегемона - стремиться урвать то, что дает текущий момент. В трактате "О
тайцзицюань" есть слова: "я жертвую собой ради людей, многие ошибочно жертвуют
близким стремясь к далекому, но не зря говорится, что незначительная ошибка в
начале пути приводит к расхождению на тысячи ли в конце" - смысл в этом.
"Затягивать" означает "сжиматься". "О тайцзицюань": "Внутри
укрепляй цзин и шэнь, внешне выражай спокойствие и праздность". То, что названо
"шэнь" - это внутреннее сжатие.
"Напрямик" означает "близко", смысл в том, чтобы идти
кратчайшим путем. "О тайцзицюань": "в кривом добивайся прямизны" - смысл как раз
в этом.
"Усилие" означает "выброс", так называемое "внутреннее
усилие". Без него можно не рассчитывать на "нарушат - воспользуешься и
набросишься", "не следует оглядываться ради подражания чему-либо, доверяешься
рукам и действуешь".
"Касаться" означает "слушать". Как у врача - "посмотреть,
прослушать, расспросить, коснуться". В "О тайцзицюань" это называется "усилие
слышания".
http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/